4702

Страховочный случай

Алматинец Рахим УРМАНОВ, ставший виновником аварии с участием такси, уверяет: в его авто врезалась одна машина, а заплатил он за ремонт другой!

Страховочный случай

Совершенно рядовое дорожно-транспортное происшествие случилось в Алматы в 2016 году: Рахим Урманов, управлявший старенькой “нивой”, не уступил дорогу новенькому джипу Ssang Yong, принадлежащему ТОО “Сити Такси”. После столкновения обеим машинам понадобился ремонт, но если на “ниве” осталась одна вмятина, то, по подсчетам страховой компании, на восстановление внедорожника из таксопарка пришлось потратить без малого миллион тенге! Урманов был шокирован этой цифрой, но еще больше удивился, когда увидел фотографии пострадавшего авто. На снимках был запечатлен автомобиль... другого цвета! В него врезался белый Ssang Yong, а в страховой компании подсчитали стоимость ремонта оранжевого авто!

- Все произошло ровно три года назад, - объясняет Рахим Урманов. - Поздно вечером я ехал домой и совершил левый поворот с улицы Розыбакиева на Байкадамова. Показалось, что встречный транспорт находится далеко, однако та машина ехала очень быстро - экспертиза показала, что более 90 км/ч. Тормозной путь составил 35 метров, водителю удалось погасить скорость, но столкновения он избежать не смог. Понятно, что я был не прав, вину признал, спорить не стал. Тем более что в аварии никто не пострадал, машины помяли, конечно, но несильно. В общем, ничего страшного не произошло.

На снимках у машины действительно оранжевый капот, а Рахим Урманов утверждает, что в его “ниву” врезался белый автомобиль...

Правда, была одна загвоздка - несмотря на то что Урманова признали виновным, у него на тот момент не было возможности сразу же оплатить ремонт.

- У меня тогда дела обстояли не лучшим образом, - признается Рахим. - Даже страховку просрочил, не успел купить новую, а тут ДТП! Я объяснил ситуацию представителям таксопарка. Меня сначала хотели загрузить: дескать, надо будет оплачивать ежедневный простой машины, это большие деньги... В итоге мы договорились, что страховщик таксопарка заплатит за ремонт, а я после этого верну деньги. И вот я пришел в назначенный день подписывать бумаги в страховую компанию, а мне показывают счет почти на миллион тенге! Я в шоке: откуда такая сумма? Показывают снимки автомобиля, сделанные при оценке: передняя часть разбита целиком, капот под замену, бампер тоже, внутри под капотом все сломано. Ну не было таких повреждений в моей аварии! И самое главное - на снимках у оценщика капот Ssang Yong покрыт оранжевой пленкой, а в меня-то врезался белый джип!

Водитель “нивы” поначалу пытался объяснить, что, видимо, произошла ошибка и машина не та, но его заверили, что автомобиль тот самый, пострадавший на улице Розыбакиева. Не услышали доводы Урманова и в суде, где решался вопрос возмещения ущерба.

- В суде мне сказали, что доказать факт подмены автомобиля могут только правоохранительные органы, и посоветовали обратиться в полицию, - вздыхает Рахим. - У меня просто не было другого выхода. Я приехал в Бостандыкское РУВД, написал заявление. Дело принял к производству дознаватель Азат КАСИМАНОВ. Он сразу же связался с таксопарком, чтобы там предоставили автомобиль. Машину пригнали к РУВД, полицейский все сфотографировал - это был тот самый белый Ssang Yong, который врезался в мою “ниву”. Водитель рассказал, что заменили фару, немного поправили капот. Плюс приехал представитель таксопарка, который подтвердил, что именно этот автомобиль попал в ДТП с моим участием. Я подумал, что уж теперь-то вопрос будет решен.

Однако в полиции не спешили делать окончательные выводы.

- Время шло, но никаких новостей от дознавателя не было, - вспоминает Рахим. - То его нет на месте, то он занят другими делами. А потом мне сообщили, что дело прекращено, поскольку мои доводы не подтвердились! Я вместе с адвокатом написал жалобу, в суд пришел уже другой сотрудник Бостандыкского РУВД Талгат АЙТЖУМАН. Он сообщил, что решение о прекращении дела было принято, поскольку не удалось найти доказательств моих слов о подмене автомобиля. Когда же мы поинтересовались, куда подевались фотографии, сделанные дознавателем Касимановым, его коллега ответил, что полицейский... уронил телефон в лужу... и все файлы исчезли! Кстати, из дела также пропал протокол допроса сотрудника таксопарка, уж не знаю, может, это тоже с упавшим телефоном связано. К слову, полицейские даже не допросили своих коллег, выезжавших на место ДТП, чтобы узнать у них, какого цвета была машина такси. Якобы те уже уволились...

Урманову ничего не оставалось, кроме как написать заявление на полицейских из Бостандыкского района.

- На тот момент прошло уже больше двух лет после аварии, и мне пришлось обращаться в управление собственной безопасности департамента полиции Алматы, - говорит Рахим. - Но все безрезультатно. Никаких мер в отношении полицейского, якобы уронившего телефон с важными фотографиями, не предпринимают. Насколько я знаю, его даже повысили. Наши требования еще раз осмотреть автомобили игнорируются. Обращения в Генеральную прокуратуру заканчиваются тем, что их переправляют в УСБ, где, опять же, ничего не происходит. Причем из надзорного органа мне приходят ответы: необходимо обеспечить тщательное исследование доводов заявителя, в случае выявления нарушений принять меры и так далее. Но на деле ничего не меняется!

В итоге виновник аварии решил искать ответы сам.

- Я неоднократно просил правоохранительные органы провести экспертизу пострадавших автомобилей и выяснить, мог ли Ssang Yong получить значительные повреждения при столкновении с моей “нивой”, - рассказывает Урманов. - Но делать никто ничего не хочет. Тогда я обратился за независимой экспертизой, где изучили не только мой автомобиль, но и заключение оценщика, а также схему столкновения. В итоге специалист с многолетним опытом Павел СТРЕЛЬЦОВ делает вывод: контакта между моей машиной и представленным Ssang Yong быть не могло, поскольку повреждения несопоставимы. Да и невооруженным глазом видно, что на оранжевом такси удар был на другой высоте - как будто машина врезалась, например, в грузовик, причем на приличной скорости. А моя 25-летняя “нива” пострадала незначительно, даже стекло от удара не вылетело. Да она ржавая вся и от сильного удара просто рассыпалась бы!

Но и это заключение в полиции во внимание не принимают. Проверка управления собственной безопасности заканчивается тем, что в действиях полицейских, занимавшихся делом Урманова, нет никаких нарушений.

- Такое ощущение, что в полиции покрывают друг друга, - вздыхает Рахим. - Ведь это было несложное расследование: Касиманов все выяснил сразу же, как только ему показали тот самый Ssang Yong, ударивший мою “ниву”. А дальше оставалось сравнить ее с той машиной, которую оценивали в страховой компании. Первый автомобиль белого цвета, второй - оранжевого. Конечно, кто-то может сказать, что цвет изменился после ремонта, но на фотографиях-то машина сразу после аварии! Кстати, еще один аргумент: уже после восстановления Ssang Yong, который врезался в “ниву”, несколько раз превышал скорость и попадал на камеры. Эти снимки есть и у меня - машина по-прежнему белая! Но у полицейских из Бостандыкского района своя правда...

Многолетняя борьба за правду нисколько не утомила Рахима - он продолжает обращаться в суды даже сейчас, спустя три года после аварии.

- Ущерб за ремонт авто я уже выплатил, - заверяет Урманов, - но все равно считаю, что справедливость должна быть восстановлена. Поэтому сейчас прошу, чтобы суд разрешил мне ознакомиться с результатами внутренней проверки, проведенной управлением собственной безопасности департамента полиции города Алматы, чтобы узнать, почему действия полицейских Бостандыкского района признаны законными. На материалах стоит гриф “Для служебного пользования”, хотя они затрагивают мои интересы и я имею право их изучить. Очень хочу узнать, при каких обстоятельствах был утоплен телефон с ценными фотографиями, а также другие подробности расследования. Хотя одно уже сейчас понятно: на помощь алматинской полиции рассчитывать было глупо...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА и предоставлено Рахимом УРМАНОВЫМ, Астана

Поделиться
Класснуть