Грант карман не тянет
Начинающие предприниматели Алматинской области, которым государство выделило деньги на развитие бизнеса, растрачивают их на другие цели
Сама идея выдачи государственных грантов отличная. Она рассчитана на тех людей, которые хотят воплотить в жизнь свои мечты, да вот только не имеют возможности. Программа “Дорожная карта бизнеса-2020” как раз дает все эти привилегии: открыть собственный бизнес без залога и первоначального капитала.
По условиям конкурса организатор выдает 3 млн. тенге любому начинающему предпринимателю, причем возвращать их не требуется - только запускай свое дело и работай! Участнику надо пройти краткосрочное обучение для начинающих предпринимателей по проекту “Бизнес-советник” и защитить свой проект.
Администратором программы в нашем случае выступает местный исполнительный орган в лице областного управления предпринимательства. Он формирует конкурсную комиссию. При рассмотрении заявок в приоритете новизна бизнеса, наличие помещения, рынка сбыта, уровень готовности проекта для запуска производства.
А вот на региональный фонд предпринимательства “Даму” по Алматинской области возложена огромная миссия. Этот орган координирует и ведет мониторинг программы. Проще говоря, проверяет, как новоявленные предприниматели используют безвозвратные деньги.
К сожалению, когда руководство фонда “Даму” по Алматинской области узнало о том, что меня интересуют не те, кто добился успеха благодаря господдержке, а те, кто народные деньги использовал для личных нужд, тут же, сославшись на различные причины, отказало в информации. Даже отправленный по всей форме запрос не приоткрыл тайную завесу - мы получили сумбурную отписку.
Поэтому пришлось самой поколесить по Алматинской области, чтобы объехать получателей грантов и проверить, как у них идут дела.
По данным областного управления предпринимательства, всего с 2015 по 2017 год было выдано порядка 216 млн. тенге грантов 145 субъектам малого предпринимательства.
Безвозвратные деньги выдали тем, кто хотел выпускать полуфабрикаты, разливать безалкогольные напитки, вырезать деревянную посуду, изготовлять кемпинговые палатки, открыть школу по ментальной арифметике и студию звукозаписи. Я выбрала несколько перспективных проектов.
Дело пельменей
Счастливого обладателя 3 млн. тенге Адилета МУКАШЕВА в селе Кызылсок Жамбылского района я отыскала с большим трудом. Хотя в деревне двадцать домов, однако никто не стал говорить, где живет предприниматель, развернувший здесь пельменный бизнес.
Чуть ли не в каждый двор нам пришлось заезжать, пока не наткнулись на маленькую девочку, лепившую снеговика. Она и указала дом получателя государственного гранта.
Дом предпринимателя сиротливо стоял на окраине аула. Стены не побелены, окна не покрашены, территория не очищена от снега. Заглянули в окно кухни в надежде увидеть поваров, лепящих пельмешки, однако наткнулись на мужчину и женщину, собирающихся в дорогу.
- Кто такие?
- Журналисты, хотели узнать, как развивается ваш бизнес.
- Как вы достали! Сколько можно проверять? Не смог раскрутиться, мясо подорожало, свет, бензин. Рабочие не хотят бесплатно работать, верну ваши деньги, - сказал Адилет и хлопнул дверью перед носом.
Свой бизнес-проект по созданию цеха по производству полуфабрикатов Адилет Мукашев защитил еще в 2014 году. Тогда управлением предпринимательства руководил Тулеген ШОЙЫМБЕКОВ, годом позже уволенный по отрицательным мотивам.
Так у нас появился первый в списке, кто получил 3 млн. тенге (16 тысяч американских долларов, между прочим) и просто потратил без всякого результата.
Кина не будет
Инвалид I группы Даурен ТУРЫСБЕКОВ живет в Сарканде. У государства он получил 3 млн. тенге на открытие кинотеатра.
По задумке автора огромный кинозал с цифровым кинопроектором должен был расположиться в пристройке возле дома.
В селах посмотреть игровой фильм на широком экране считается роскошью. Поэтому конкурсная комиссия больше всего верила в успех этого проекта. Однако просчиталась.
Предприниматель - колясочник. Пока была жива его мама, он смог поднять стены, перекрыть крышу и сделать внутреннюю отделку помещения под кинотеатр.
А когда ее не стало, Даурен слег.
- Идея была организовать досуг сельчанам, показывать хорошие фильмы, собирать их под единым шаныраком. К сожалению, не получилось. Заболел. Три года с постели не мог подняться. Потерял маму, - сетует парень. - Сейчас вроде бы пошел на поправку. Думаю завершить начатое. Придется новую технику покупать, та, что ранее приобрел, морально устарела.
Пожелав скорейшего выздоровления Даурену, мы отправились по следующему адресу - в город Жаркент.
Завод по производству камышитовых плит должна была построить компания “Геккон”. На эти цели им выделили 6 млн. тенге.
Дом № 297 по улице Головацкого нашли быстро и были рады увиденному: на большой территории расположились СТО, кафе, мойка - здесь вовсю кипела работа. В кафе готовились к встрече Нового года, на трех мойках сбивали снег с автомашин, тут же рядом на СТО несколько мужчин правили кузов грузовика, чуть далее в боксе стояла только что покрашенная в белый цвет иномарка.
- А где у вас завод по производству камышитовых плит? - спросила я у мужчины, который вышел навстречу.
- Что? Какой завод? Камыши? Может, вы не по адресу обратились? Здесь раньше были гаражи, а потом мы все переоборудовали под СТО и мойку, - стал пояснять администратор Султан АЙТОВ. - И про фирму “Геккон” никогда не слышал, и гранты не брали.
В акимате Панфиловского района, куда я обратилась за помощью, тоже развели руками. Про фирму “Геккон” ничего не знают, она здесь не зарегистрирована. Получается, грант выделили несуществующему призраку? Зато в акимате подсказали, где найти другой проект, профинансированный в рамках программы “Дорожная карта бизнеса-2020”.
Ни пуха ни пера
Глава крестьянского хозяйства “Кобей” Аида ДУЙСЕНОВА заинтересовала комиссию тем, что планировала завалить казахстанский рынок мясом и яйцами африканских страусов. Аида собиралась заняться разведением заморских птиц, расписала бизнес-план, защитила его и получила 3 млн. тенге.
Если верить бумагам, она купила 22 экзотические птицы. Построила для них загон, заготовила корма. Однако неожиданно наступила зима, страусы якобы не смогли перенести суровые жаркентские холода и подохли. Даже есть акт падежа, подписанный коллегиально. Вот ведь незадача с этими нежными птичками!
Между тем в соседнем Енбекшиказахском районе уже который год успешно развивается одна из самых крупных страусиных ферм в Алматинской области. Более того, африканские птицы прекрасно переносят казахстанскую зиму. Может быть, контролирующим органам надо подробнее выяснить, почему подохли жаркентские страусы и были ли они вообще?
Глава крестьянского хозяйства “Зерен” Жанатбек АБАЙДИЛЬДАНОВ из села Мукры был предпоследним в списке. На создание цеха по производству полуфабрикатов в 2014 году ему выделили 2 млн. тенге. Этот аул находится в Коксуском районе, что всего в 25 километрах от областного центра.
Досадно, но окна и двери его дома были заколочены.
Соседи рассказали, что в том же, 2014 году Абайдильданов сообщил им, что попал под программу переселения из южных регионов в северные, распродал все домашнее имущество и уехал с семьей жить в Петропавловск.
- Дом завещал родственникам. Они не хотят почем зря уголь сжигать, воду в радиаторах отопления слили и двери закрыли, - сообщила соседка.
Так и не начала свой бизнес Хадиша НУРГАЛИЕВА из Талдыкоргана. Женщина хотела заняться вендинговой торговлей. До сих пор не может объяснить, куда потратила грант в 3 млн. тенге.
Интересная ситуация складывается. Большинство счастливых обладателей безвозвратных средств, к которым мы съездили, растратили грантовые деньги на свои нужды и спокойно живут. Получается, они обманули государство? Тогда почему они не понесли наказание? - с таким вопросом я обратилась в Службу экономических расследований ДГД по Алматинской области.
Там сообщили, что не сидели сложа руки. Еще в 2016 году провели анализ субъектов предпринимательства, которые получили гранты в рамках программы “Дорожная карта бизнеса-2020”, и выяснили, что многие предприниматели выделенные по программе
3 млн. тенге использовали для собственных нужд.
- Помимо этого на основании полученных сведений было установлено, что субъекты предпринимательства, получившие гранты в рамках программы, не платят налоги. Либо их деятельность и вовсе была прекращена. Все факты были зарегистрированы в Едином реестре досудебных расследований, - пояснил представитель СЭР ДГД по Алматинской области Жаксылык МЫРЗАХАН.
Как сообщили в управлении предпринимательства Алматинской области, в 2018 году на пять субъектов малого предпринимательства, которые воспользовались государственной поддержкой и использовали средства не по назначению, были поданы иски в суд на общую сумму 18 млн. тенге. На сегодняшний день они на стадии производства.
Между тем есть и примеры, когда за проекты, получившие гранты, стоит только порадоваться.
Нурболат КАРАБАСОВ в 16 лет получил травму в автокатастрофе. Жил в городе Сарыагаше. Приехал в Талдыкорган на лечение в спортивно-реабилитационный центр “Асар” и остался здесь. Парень не только проходил курсы реабилитации, но и открыл свой бизнес. Сейчас дает напрокат электромобили людям с инвалидностью.
- Наш электромобиль не автомашина, которая двигается исключительно на электротяге. Это обычный электронный руль с мотором и колесом, похожий на переднюю часть велосипеда, - поясняет Нурболат. - Его просто нужно прикрепить к инвалидной коляске и управлять как автомобилем.
Деньги парню потребовались на покупку техники. Члены комиссии одобрили его проект, конструктор получил полтора миллиона тенге и успешно реализовал задуманное.
Вот таким бизнесменам и 10 млн. тенге не жалко, правда?
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора и с интернет-ресурсов, Талдыкорган