11118

Собиратель земель

     40-летний Джансеит АЯЗБАЕВ, будучи прокурором Карасайского района, приложил немалые усилия, чтобы превратить шесть гектаров обычной пашни в 102 участка под застройку. Раньше на этой земле можно было лишь заниматься сельским хозяйством, однако после вмешательства руководителя надзорного органа изменилось целевое назначение надела. Сам прокурор благодаря своей находчивости стал владельцем 24 участков, которые можно было бы продать за весьма серьезные деньги. Но вот незадача: Аязбаев не знал, что в зону его многоходовой махинации попала территория, предназначенная под строительство парка Первого президента!

Напомним, прокурор Карасайского района Джансеит Аязбаев дебютировал на страницах газеты “Время” минувшей осенью. Тогда рассказали нашим читателям о том, что высокопоставленного сотрудника надзорного органа... объявили в розыск! Как оказалось, Джансеит Амангельдиевич принял самое непосредственное участие в земельных махинациях, помогая изменить целевое назначение участка, предназначенного для ведения крестьянского хозяйства. Как разъяснил нашей газете юрист Бакытжан БАЗАРБЕК, к действиям такого рода прибегают, чтобы увеличить стоимость земли в десятки, а то и сотни раз! (см. “Он за ценой не постоял”, “Время” от 24.09.2018 года).
После выхода статьи Генеральная прокуратура выдержала классическую театральную паузу длиной почти в месяц и лишь 20 октября официально подтвердила: в отношении Джансеита Аязбаева возбуждено уголовное дело. Тогда же было объявлено, что экс-прокурор помещен под домашний арест. То есть к тому моменту бег­лец решил больше не скрываться от следствия и сам сдался органам. И вот прошло еще два месяца, однако никаких новостей о судьбе карасайского “бегуна” не сообщала ни Генеральная прокуратура, ни кто-либо еще.
Как нам удалось выяснить, Аязбаев заключил процессуальное соглашение со следствием и признал себя виновным в превышении служебных полномочий. Его дело оперативно передали в Алмалинский райсуд по уголовным делам Алматы, и уже 2 ноября судья Куаныш АРИПОВ огласил приговор в отношении бывшего рулевого Карасайской прокуратуры. Копия этого документа оказалась в распоряжении редакции, и теперь, после вступления приговора в силу, мы можем рассказать нашим читателям, что же такого натворил районный страж закона.

Еще в 2016 году некий бизнесмен по фамилии МАМЕДОВ вместе с еще 40 дольщиками приобрел земельный участок в Шамалгане площадью 6 га, предназначенный для ведения крестьянского хозяйства. На нем можно было пахать и сеять - только не строить дома. Коммерсант отправился в местный акимат, чтобы убедить чиновников поменять целевое назначение участка. Те категорически отказались это делать, поскольку прекрасно знают, чем может обернуться подобная комбинация. Тогда предприниматель вышел на прокурора района, и Аязбаев согласился ему помочь.
Джансеит Амангельдиевич взялся за дело споро: начал приглашать к себе руководителей и сотрудников отдела архитектуры акимата Карасайского района, чтобы обсудить ситуацию с землей Мамедова. Но, представьте, чиновники посмели отказать самому прокурору! Тогда Аязбаев пошел другим путем: дал поручение своему помощнику Рауану МАХТАЕВУ найти бланк заключения земельной комиссии и лично обойти всех членов этого органа, чтобы собрать подписи. Все шестеро комиссионеров бланк подписали, после чего Махтаев снова обратился с просьбой к чиновникам из отдела архитектуры - и вновь нар­вался на отказ. Тогда помощник прокурора пошел напрямую к и.о. акима района Рахат СЕЙДАКАСЫМОВОЙ и сумел убедить ее, что в отделе архитектуры бумагу обязательно подпишут, увидев на ней ее автограф. Сейдакасымова бумагу подмахнула - и целевое назначение участка изменилось: было крестьянское хозяйство - стало личное подсобное хозяйство, на земле которого уже можно строить дома.
Благодаря этой бумаге бизнесмен Мамедов разделил шесть гектаров на 102 участка площадью от пяти до семи соток. Выросла и цена наделов: их кадастровая стоимость увеличилась более чем в 30 раз! 24 участка в качестве вознаграждения коммерсант передал прокурору Аязбаеву, а остальные стал продавать. Один из покупателей даже успел построить дом, другие начали подготовительные работы.
А вскрылась афера совершенно случайно. В августе 2018 года местные власти начали изымать 157 гектаров земли под строительство парка Первого президента. И тут выяснилось: документы на 102 участка оформлены незаконно. Потянули за ниточку, и стало понятно, что всем этим занимался прокурор Карасайского района Джансеит Аязбаев.
Но вот что самое удивительное: в действиях высокопоставленного сотрудника надзорного органа следствие обнаружило следы лишь превышения должностных полномочий! Хотя даже в приговоре отмечено, что прокурор получил в качестве вознаграждения 24 участка - то есть крупная взятка налицо! Тем не менее участвовавший в процессе спецпрокурор ПУСУРМАНОВ “не унюхал” в этом коррупцию - лишь превышение полномочий. Не стал спорить с этим и судья Куаныш Арипов. Конечно, он не мог обвинить подсудимого в совершении еще и коррупционного преступления, поскольку не имел права выходить за пределы обвинения. Однако был вправе отправить на доработку проект процессуального соглашения, если бы увидел, что экс-прокурор Аязбаев не только превысил должностные полномочия, но и получил за это мзду.
И здесь возникает логичный вопрос: а мог ли председатель Алмалинского райсуда по уголовным делам Арипов не увидеть в действиях прокурора признаков получения взятки? Будь он молодым, начинающим судьей - безусловно, мог. Однако Куаныш Серикович опытный служитель Фемиды, причем не единственный в семье. Его брат Кунболат АРИПОВ трудился судьей в Сарыаркинском райсуде Астаны и прославился на всю страну год назад, когда пытался вызвать на процесс экспертов ООН, что в принципе невозможно. История получилась настолько громкой, что Кунболату Арипову пришлось покинуть судебную систему по собственному желанию. А еще, кстати, есть судья Верховного суда Ерден АРИПОВ...
В итоге Куаныш Арипов признал экс-прокурора Карасайского района Джансеита Аязбаева виновным лишь в превышении должностных полномочий, как и было оговорено в рамках процессуального соглашения. И назначил ему 5 лет ограничения свободы с пожизненным запретом работать в государственных организациях и национальных компаниях. Можно сказать, что руководитель надзорного органа районного значения отделался легким испугом. За что же ему такое счастье привалило? Вопрос остается открытым...

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта qamqor.gov.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть