Дорожная пыль - в глаза
Из 215 километров автобана Астана - Павлодар принято в эксплуатацию всего... 55
Летом с помпой отчитались о том, что 421 километр четырехполосного автобана первого класса Астана - Павлодар полностью построен и теперь из одного города в другой можно доехать за три часа. А на прошлой неделе павлодарские чиновники тихонько поведали: из 215 километров павлодарского участка автобана принято в эксплуатацию всего… 55. Есть места, где вообще конь не валялся... При этом чиновники на полном серьезе заверили: “Все работы идут по графику”.
Решение о реконструкции 900-километровой трассы, соединяющей столицу с Павлодаром и Усть-Каменогорском, было принято еще 23 января 2013 года. Проект громко назвали “Центр - Восток” и должны были закончить к международной выставке “ЭКСПО”. В 2014 году состоялись тендеры и были определены подрядчики. Отправившись в том же году с журналистами в пресс-тур, председатель комитета автодорог тогдашнего Минтранскома Улан АЛИПОВ объявил, что до конца 2016 года автотрасса Астана - Павлодар станет автобаном категории 1А с цементно-бетонным покрытием, рассчитанным на нагрузку до 13 тонн на ось, с шириной проезжей части 15 метров, с шестиметровой разделительной полосой, с обочиной в два с половиной метра и с разрешенной скоростью до 140 километров в час.
Скандалы вокруг строительства трассы не заставили себя ждать. В 2015 году на несколько месяцев остановили работу 450 сотрудников субподрядной фирмы - ТОО “Фирма Автодорсервис”, не получавших зарплату из-за конфликта между соучредителями компании. Тогда же 13 субподрядных организаций написали заявление в следственные органы на иранскую фирму “Дена Рахсаз Контракшн”, выигравшую тендер по реконструкции трех крупных участков дороги стоимостью 47,3 миллиарда тенге: заявители известили компетентные органы о том, что подрядчик с ними не рассчитывается. Выяснилось, что собственной техники и людей у иранской фирмы нет, поэтому она заключила договор с субподрядной организацией - ТОО “Өрқайнды”, то нашло еще одного субсубподрядчика - ТОО “Иртыш Восток строй”, которое в свою очередь заключило договор с четвертой стороной. И все это без каких-либо законных оснований. Единственное, что в итоге сделала “Дена Рахсаз Контракшн” - сняла слой асфальта на своих участках и на этом прекратила всякие работы. Но контракт с ней почему-то не расторгали еще долгих два года...
- За два года АОЗТ “Дена Рахсаз Контракшн” выполнило только 20 процентов работ, дорога на его участках пришла в полную негодность, - констатировал накануне открытия “ЭКСПО” руководитель проекта Рустамбек КАСЫМОВ.
Действительно, желающих поехать из Павлодара на Всемирную выставку на машине не было даже среди владельцев внедорожников. Кроме того, выяснилось, что иранская компания оставила без оборотных средств Павлодарский щебеночный завод, задолжав за отгруженный стройматериал более 200 миллионов тенге. В итоге осенью 2017 года завод остановился, и другие подрядчики, не заготовившие щебень впрок, стали массово срывать графики.
- В этом году работы по строительству автобана выполнены только на 70 процентов от плана, - рассказывал в ноябре 2017 года заместитель директора ПОФ АО “НК “Казавтожол” Медет ДАРАБАЕВ. - Потребность во фракционном щебне была в 1 миллион 61 тысячу кубометров, а заготовлено не многим больше половины.
В итоге контракт с АОЗТ “Дена Рахсаз Контракшн” в 2017 году наконец-то расторгли - были проведены новые тендеры. И ровно год назад на пленарном заседании мажилиса руководство Министерства по инвестициям и развитию отчиталось: “В 2018 году у нас заложены последние деньги на завершение этого участка, и, например, в проекте бюджета на 2019 год этих денег у нас нет, то есть мы должны полностью сдать этот объект в 2018 году”. Заместитель председателя комитета автомобильных дорог МИР РК Сайранбек БАРМАКОВ тут же отправился с журналистами в пресс-тур, в ходе которого сообщил: после того как в ноябре 2018 года реконструкция трассы завершится, она станет платной - проезд одного километра на легковушке обойдется в 1 тенге. И вот заканчивается 2018 год...
- В прошлом году сданы в эксплуатацию 25 километров дороги от поселка Ленинского до Пограничника, в ноябре этого года - 30 километров на границе с Акмолинской областью, - сообщил на днях на брифинге в региональной службе коммуникаций, отвечая на вопрос корреспондента нашей газеты, заместитель директора ПОФ “НК “КазАвтоЖол” Акылбек КАБЫЛДИН (на снимке).
Он добавил: еще на 47 километрах построено четыре полосы, но участок пока не сдан. Есть места, где можно ездить по двум полосам нового покрытия (по одной в каждую сторону), а есть участки, где пока что остаются объезды по бездорожью. Четыре отрезка автобана Центр - Восток по направлению Астана - Павлодар и один по направлению Павлодар - Семей теперь обещают сдать в 2019 году.
При этом за бюджетный счет обслуживаются только сданные в эксплуатацию участки. Для их посыпки от гололеда закуплены песок и мелкий гравий (соль на бетон, как выяснилось, сыпать нельзя, а специальные реагенты очень дорогие, на них в местном бюджете нет денег).
- Ориентировочно за сезон этих реагентов на нашу бетонку нужно больше чем на миллиард тенге, - рассказал газете “Время” прошлой зимой руководитель ГУ “Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области” Ермурат НУРХАНОВ. - Разговаривали с коллегами из России, где тоже строят такие дороги: у них больший объем финансирования и, что самое главное, техники больше, причем вся она государственная. В каждой деревне имеются дорожно-строительные участки.
Насколько эффективен гравий на бетоне, увидим этой зимой на двух сданных участках. Что будет на остальных, знают только подрядчики. Впрочем, водители из местного интернет-сообщества kolesa_pavlodara уже испытали на себе: на бетонке дикий гололед.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и из соцсетей, Павлодар
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Следствие, где последствия?
Досудебные расследования, связанные с контролирующими возведение автобана Центр - Восток ведомствами, идут, видимо, теми же темпами, что и само строительство дороги.
В мае 2017 года арестовали заместителя директора павлодарского областного филиала АО “НК “КазАвтоЖол” Амантая КАСЫМХАНОВА, которого служба экономических расследований комитета госдоходов Минфина РК обвинила в “присвоении и растрате порядка трех миллиардов тенге”, выделенных на строительство автодороги Астана - Павлодар. Следствие продолжается по сей день, в феврале 2018 года Амантая Касымханова выпустили под залог (по действующему законодательству человек может находиться под арестом в ожидании суда не более девяти месяцев). На днях в антикоррупционной службе Павлодарской области заявили: они ведут досудебное расследование в отношении руководителя павлодарского областного филиала АО “НК “КазАвтоЖол” и его заместителя, которые подозреваются в получении от руководителя подрядной организации взяток за подписание актов выполненных работ в рамках договора государственных закупок по реконструкции автодороги Астана - Павлодар - Семей. Кроме того, антикоррупционная служба поведала, что досудебное расследование проводится и в отношении руководителя РГУ “Павлодаржоллаборатория” комитета автомобильных дорог МИР, который “подозревается в неоднократном получении взяток от предпринимателей за подписание актов выполненных работ по договорам о государственных закупках по реконструкции автодороги Астана - Павлодар - Семей”.