Реставрация с профанацией
В Петропавловске недавно отремонтированный памятник архитектуры снова рассыпается, будто в его ремонт и не вкладывали десятки миллионов тенге. Здание до сих пор пустует, хотя в нем собирались открыть музей или медресе.
В городе много сохранившихся купеческих домов столетней давности, но один из них особенный и овеян легендами. Это дом невесты. Особняк татарского купца Халита ЯНГУРАЗОВА строился итальянскими мастерами по требованию возлюбленной владельца. Он выполнен в стиле позднего барокко и модерна. Дом деревянный, но его и в прошлом нельзя было отличить от каменного. Первый этаж обложен кирпичом, стены заштукатурены и украшены изящной лепниной.
Член союза журналистов РК и член Международного союза писателей Ерлан МУСТАФИН изучил историю семьи купца Янгуразова. Он даже смог найти в Москве его внучку Лейлу. Она поделилась с краеведом воспоминаниями и фотографиями. Халит Янгуразов был купцом 2-й гильдии. Находясь по своим торговым делам в Москве, он работал там на Хусаина БУРНАШЕВА, влюбился в его дочь. Юная красавица согласилась стать его женой и переехать в далекий Петропавловск только при условии, что жених построит копию ее московского дома. Торговец выполнил прихоть невесты. Убранство дома было роскошным: шелковая обивка стен, китайские вазы, дубовые двери, камины, расписные потолки.
У потомков сохранилась фотография здания, где изображены Халит и его сын Шавкат. Вдова купца Гульсум до конца своих дней бережно хранила этот снимок со своим любимым домом и часто смотрела на фото, вспоминая лучшие годы.
За оригинальную архитектуру дом был включен в государственный список памятников истории и культуры республиканского значения.
После революции купеческая семья покинула Петропавловск, а в здании размещались совдеп, финотдел, госстрах...
Шли годы, и наследие начало рассыпаться на глазах, так как дом стоял в воде. Особенно беспокоил краеведов и архитекторов фундамент. Было принято решение о реставрации, которая продлилась с 2013 по 2017 год. Из республиканского бюджета на восстановление дома купца Янгуразова было потрачено порядка 63 миллионов тенге.
Восстановлением памятника занимались специалисты западноказахстанского филиала РГП “Казреставрация”.
В здании постройки конца XIX века пришлось проводить капитальный ремонт дренажной системы, фундамента, крыши, приводить в первозданный вид лепнину на фасадах и внутреннее убранство особняка.
Теперь на второй этаж ведет массивная деревянная лестница. Гостей встречают дубовые резные двери. Реставраторы восстановили две изразцовые печи в боковых комнатах, обложенные декоративной иранской плиткой.
А вот на первом этаже из-за сильной влажности отреставрированные стены уже пришли в негодность и покрылись зеленой плесенью, которая не добралась лишь до потолка. Естественно, вся штукатурка со стен облезла. Линолеум покоробило от обилия воды. Не лучшим образом выглядит и недавно отреставрированный фасад здания. Нижняя часть стен и фундамент опять изуродованы трещинами, будто и не было никакой реставрации. Местные краеведы и архитекторы остались недовольны качеством реставрационных работ.
- Для памятника республиканского значения предусмотрена одна из высших категорий охраны. К нему должно быть и соответствующее отношение. Где такое можно увидеть, чтобы лепнину восстановили из пенополиуретана? - возмущается член Союза архитекторов Казахстана Александр ЛИСТОПАДНИЙ (на снимке).
- Бутафория допустима в театре, но не в архитектуре. Были лепнина, вазоны, различные декоративные элементы из гипса. Изящную лепнину на фасаде усадьбы, сделавшую здание уникальным, реставраторы почему-то выполнили в виде аппликации из пенопласта. Это профанация, нельзя этого делать!
Бывший архитектор Петропавловска считает, что надо разбираться, почему под полом дома до сих пор стоит вода. Причиной может быть как некачественно выполненный ремонт дренажной системы, так и аварийное состояние проходящих под зданием инженерных коммуникаций.
Как сообщили в областном управлении культуры, строители предприятия “Казреставрация” выполнили капитальный ремонт кровли, работы по устройству дренажа, демонтаж старой входной группы. На ее месте была возведена новая входная группа на второй этаж, демонтирован пол первого этажа, здесь же очищены стены от старой штукатурки. В 2015 году были завершены работы по устройству дренажной системы по улице Горького. В 2016 году проведена реставрация фасадов и внутренних помещений. Однако сразу после сдачи в доме начала протекать крыша, на стенах первого этажа появилась плесень, некачественно была выполнена и реставрация окон. Поэтому первое полугодие 2017 года реставраторы устраняли свои огрехи.
Памятник архитектуры принадлежит стоящей рядом мечети, которую тоже строил купец Янгуразов.
- Приказом североказахстанского территориального комитета госимущества и приватизации Республики Казахстан от 3 июня 1998 года здание-памятник было передано областному филиалу религиозного объединения “Духовное управление мусульман Казахстана”, - пояснил заместитель руководителя областного управления культуры, архивов и документации Досбол АБДРИИСОВ. - Если имеются какие-то замечания по реконструкции, то инициатива должна исходить от собственника. Если не закончился гарантийный срок, реставраторы обязаны будут устранить некачественно выполненную работу. Так как здание находится в частной собственности, следить за состоянием памятника должен собственник.
В свою очередь заместитель имама городской мечети “Нур” Рамазан КАНЖЕГИТОВ объясняет, что они бы и рады вернуть здание государству, например для создания музея. Потому что медресе в нем открыть пока не разрешили. А содержать пустое здание за счет средств прихожан очень накладно для мечети. Только на отопление пустующего особняка уходит по сто тысяч тенге в месяц.
- Деньги потрачены на ремонт, а вода в подвале как стояла, так и стоит каждую весну, - сетует заместитель имама. - Мы насос купили, чтобы откачивать воду. Этот дом нам в тягость.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск