На гусеничном ходу
В павлодарском горсуде по уголовным делам рассматривается уникальная частная жалоба. Суду предстоит установить, кем на самом деле являлась живность, которую пять лет назад обнаружила школьная медсестра в каше для шестилеток из мини-центра - червями или гусеницами. Жалобу на собственного корреспондента газеты “Время” подала известная своими тяжбами арендатор школьных столовых Флюра МАГЗЮМОВА.
Стоит отметить, что за последние пять лет павлодарские судьи выслушали не одну леденящую душу историю о том, какой гадостью кормит Магзюмова детей в школьных столовых. И всякий раз, как случался очередной скандал в очередной школе, арендатор писала заявление в полицию, требуя возбудить на своих обидчиков уголовное дело. Так что я не первая. Но вот чтобы по такому поводу! “Был обнаружен ни червь сантиметром длиной, а гусеница 13 мм, до предоставления на экспертизу, которая сохранила форму и внешний вид, не была сварена”, - сказано в частной жалобе потерпевшей (здесь и далее орфография, пунктуация и стилистика сохранены).
В 2013 году эту историю с червями в каше для шестилеток смаковали все местные и республиканские СМИ. Флюра Магзюмова тогда подала заявление в Южный отдел УВД г. Павлодара, требуя возбудить уголовное дело на директора павлодарской школы № 24 Нургуль РАХИМГОЖИНУ. Повариха заявляла, что директор подкинула в ее овсянку, приготовленную для шестилеток из мини-центра, червей и оклеветала ее. “Червей подкинули из мести, провокации, натянутых отношений, чтобы меня спровоцировать”, - поясняла Магзюмова в интервью многочисленным СМИ.
- Чего наша школа только не пережила, пока у нас арендатором школьной столовой была Магзюмова! - вспоминает Нургуль Рахимгожина. - Дети отказывались обедать, потому что было приготовлено плохо, отсутствовала диетсестра, шестилеткам сначала принесли хлеб с плесенью, а затем медсестра и вовсе обнаружила в каше червей. У Магзюмовой были конфликты и в других школах, где она выиграла тендеры на организацию горячего питания, но там директора боялись с ней связываться. А мы фиксировали нарушения и обращались в контролирующие органы. В ответ Магзюмова не давала нормально работать, писала жалобы, в учебный и воспитательный процесс вмешивалась, полиция у нас каждый день заседала. У меня три огромных чемодана бумаг с тех пор хранится.
С уголовным делом у Магзюмовой тогда ничего не вышло, поэтому она пошла в суд, настаивая, что высказывания Рахимгожиной Н. Ш. бросают черную тень на ее честное имя и деловую репутацию, затрагивают честь и достоинство, делая ее в глазах общества недобросовестным предпринимателем, нарушающим санитарные нормы и правила, действующее законодательство РК, конфликтным человеком. Однако и суд ей в иске отказал. “На судебном заседании исследованы письменные доказательства, подтверждающие сведения, указанные в статьях со слов директора школы о некачественном и несвоевременном приготовлении пищи в столовой, несоблюдении там санитарных правил, грубом поведении работников столовой и ее администратора и прочих нарушениях”, - сказано в решении суда. Среди этих доказательств суд перечислил акты о выдаче на обед дошкольникам хлеба с плесенью, о несвоевременной выдаче еды для мини-центра, об обнаружении в молочной каше червей, а также обращение учеников 9 “В” класса о грубом поведении работников столовой и подаче еды в грязной посуде, докладные директора школы главному санитарному врачу города, письмо санврачей об обнаружении бактерий группы кишечной палочки в пищеблоке школы и еще масса всяких докладных и уведомлений.
В конце концов директор школы не выдержала и тоже подала иск в суд. И выиграла - Магзюмову обязали опровергнуть сведения о том, что Рахимгожина подбросила ей червей, и выплатить директору 200 тысяч в качестве компенсации морального вреда. За четыре прошедших с тех пор года ответчица это решение так и не выполнила.
Казалось бы, после такого скандала путь в школьные столовые для Магзюмовой был навсегда закрыт. Каково же было удивление журналистов, когда, приехав в 2015 году по жалобе родителей в село Алгабас, они выяснили, что детей здесь кормит все та же арендатор. Только теперь уже не как ИП Магзюмова, а как ТОО “Компания Флора”. Скандал в Алгабасе в том году дошел до Министерства образования и науки. Выяснилось, что 22 дошкольника и 150 школьников села в буквальном смысле слова голодают. Родители изумлялись, почему, возвращаясь из мини-центра, их малыши сразу набрасывались на еду...
- Вот моя внучка приходит, нан мен майды сурайды, кушает сразу, голодная, - рассказывала тогда прессе жительница села Татьяна ШАМАТАЕВА. - Даже стыдно об этом говорить, но всегда приходит из садика и в первую очередь просит тамак.
Повара школьной столовой продемонстрировали приехавшим журналистам холодильники, в которых ничего, кроме нескольких мешочков с маргарином, не оказалось, и сдали свою работодательницу с потрохами.
- Вот, должны быть в холодильнике продукты, а они все пустые. А это маргарин, а не сливочное масло. Мы даем детям только маргарин, - рассказывали на камеру расстроенные повара.
Выяснилось, что малыши в мини-центре не видели не только масла, но и соков, говядины. Руководитель ТОО тут же написала на своих болтливых работников заявление в полицию, обвинив их в воровстве продуктов, и сообщила журналистам, что без боя от кормления малышей не откажется. В результате повара вообще отказались работать, и дети два дня - 16 и 17 декабря 2015 года - сидели голодные. “Судом установлено, что действия ТОО по срыву питания детей вызвали общественный резонанс, а именно недовольство 118 родителей, которые обратились в телекомпанию “Ирбис”, - подчеркнуто в решении суда, которым ТОО “Компания Флора” было признано недобросовестным поставщиком.
Многие тогда вздохнули с облегчением, думая, что недобросовестный поставщик больше в школьной столовой не появится. А в этом году случился скандал в школьной столовой села Береке, где арендатором числилась ИП Чумаченко. После многочисленных жалоб родителей и педагогов, что еда несъедобна и в ней есть “посторонние предметы”, санврачи провели здесь несколько проверок и каждый раз выявляли массу нарушений. В их числе наличие в супе и салате кишечной палочки, отсутствие документов о качестве продуктов и медосмотра у персонала, одна разделочная доска для сырого мяса, хлеба и овощей и полное несовпадение фактического меню с заявленным.
- Элементарно мы брезгуем, - жаловалась журналистам завуч школы Сандугаш КАБЫЛБЕКОВА. - Вот я, как родитель, своих детей в столовую не пускаю и сама сейчас туда не хожу. На прошлой неделе видела выпечку... Это было ужасно - неизвестно, из чего тесто. Просто жалко детей.
Однако претензии санврачам предъявлять было некому, индивидуальный предприниматель Вероника ЧУМАЧЕНКО бесследно исчезла. “В целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого… отправлен запрос в МПС ОВД г. Аксу для обеспечения привода Чумаченко в АГУ ООЗ. В ответе МПС ОВД сообщается, что обеспечить явку не представилось возможным, так как вышеуказанная гражданка по данному адресу не проживает, данный дом пустует, о чем подтверждают соседи - жители данного села”, - сказано в сообщении Аксуского ГУ охраны общественного здоровья, направленном руководителю отдела образования г. Аксу Кайрату СМАГУЛОВУ. Поиски места жительства Чумаченко через управление юстиции Аксу тоже ни к чему не привели. И вообще ее никто из контролирующих органов никогда не видел. Зато, как вы, конечно, уже поняли, все видели Флюру Магзюмову.
- Чумаченко - подставное лицо, на самом деле вместо нее работала Флюра Магзюмова, чье ТОО “Компания Флора” мы два года назад признали недобросовестным, - объяснил Кайрат Смагулов. - После этого Флюра открыла ИП на Чумаченко и участвовала в конкурсных процедурах от ее имени, имея на руках доверенность на все виды деятельности. Документы юридически оформлены правильно, не подкопаешься, я ничего сделать не могу.
Сейчас Чумаченко с помощью полиции ищет межрайонный экономический суд Павлодарской области, чтобы признать ИП недобросовестным поставщиком. А Флюра Магзюмова уже сходила на прием к акиму Аксу с просьбой не верить журналистам и прочим ее недоброжелателям и разрешить ей работать дальше. Лазейки в законе у нее, как мы видим, для этого имеются, а чтобы журналисты не мешали - вот вам частная жалоба про оскорбленных сырых гусениц, мирно почивших в детской каше пять лет назад.
Ольга ВОРОНЬКО, рисунок Владимира Кадырбаева, Павлодар