Палёное дело
В Костанайской области райсуд смягчил наказание для коррупционера за счет… живущей в Кокшетау семьи с двумя детьми и их матерью-инвалидом. Глава этого семейства Виталий СИЛАЕВ считает, что у него отобрали машину, чтобы скостить срок преступнику.
Злополучный автомобиль, вокруг которого разгорелись страсти, изначально принадлежал костанайскому полицейскому Данияру НУРМАГАМБЕТОВУ. В июле 2016-го его осудили за взяточничество: Фемида наложила на преступника крупный штраф и конфисковала машину. Однако в доход государства она не отошла. Добиться этого Нурмагамбетову помог сотрудник местного ДЧС Марат ЖАКИЕВ. Инспектор составил фиктивный акт об уничтожении машины пожаром. К документам приложил снимки сгоревшей машины аналогичной марки, которые скачал из Интернета и отфотошопил.
Получив от Жакиева липовые документы, Нурмагамбетов в августе 2016-го заявился к судисполнителям и сообщил: исполнить решение суда в части конфискации имущества невозможно. На основании фиктивного акта судебный арест с машины был снят, исполнительное производство в отношении взяточника Нурмагамбетова прекращено, сведения о машине убраны из базы регистрационного учета. А вскоре после этого в Интернете появилось объявление о продаже по сходной цене нурмагамбетовского “фольксвагена” (см. скриншоты сайта) - теперь уже совершенно чистого в прямом и переносном смысле. Местом сделки владелец отмываемого авто избрал Караганду - видать, чтобы подальше от Костаная…
Весной 2017-го на объявление клюнул житель Кокшетау Виталий Силаев. По его словам, выбор машин в родном городе небольшой да и цены выше, поэтому за вожделенной покупкой он отправился в шахтерскую столицу.
- Машина для меня - способ прокормить семью, - рассказывает Виталий. - Прежде я ездил на стареньком “мерседесе”, но он стал ломаться все чаще, а моя работа (я занимался транспортной логистикой) не терпит простоев. В общем, старый “мерс” я продал и решил купить что-то поновее и экономичнее.
Надо заметить, хорошая и надежная машина служит в этой семье еще и средством передвижения. Жена Виталия - инвалид второй группы и нуждается в особом уходе, так как из-за болезни у нее утрачивается способность к самостоятельной ходьбе.
Пятилетний “фольксваген-поло” за 2,3 млн. тенге показался Силаеву хорошим вариантом, к тому же продавец в объявлении написал: “Продаю в связи с нуждой денежных средств”. Виталию без особого труда удалось выторговать у него 200-тысячную скидку, и все вроде складывалось как нельзя лучше: проверки машины в карагандинском автоЦОНе прошли быстро, ничего подозрительного или противозаконного не выявили. Силаев уже на следующий день после покупки приехал домой на новом железном коне, к радости жены и двоих малых детей.
- Машину я купил в апреле 2017 года, - продолжает Виталий. - Планировал на ней заработать, таксуя во время EXPO в Астане. Но как только я ее подшаманил, пришлось сделать ремонт ходовой части, провести техосмотр, все мои планы в одночасье рухнули: машину у меня изъяли на основании костанайского судебного приказа! Я испытал настоящий шок и поехал разбираться…
В Костанае Силаев выяснил: большие неприятности его постигли из-за судебного дела против судисполнителей, снявших арест с машины, и уголовного дела в отношении пожарного Жакиева, который помог экс-полицейскому Нурмагамбетову избежать конфискации авто. Поэтому в рамках досудебного расследования - теперь уже в отношении Жакиева - у Виталия Силаева и отобрали автомобиль.
Следствию прежде всего нужно было установить, что это за машина и действительно ли она подвергалась воздействию огня. Тем более что припертый к стенке Нурмагамбетов клялся и божился: машину действительно почти уничтожил пожар, а он ее восстановил чуть ли не из пепла!.. Однако эксперты опровергли эту версию: никаких следов термического воздействия ни на кузове, ни в моторном отсеке они не обнаружили.
В различных костанайских силовых инстанциях пребывавшему в отчаянии Силаеву на словах весьма сочувствовали. Всем было понятно, что мужик страдает ни за что. Пару раз ему даже пообещали вернуть “фолькс” на время следствия, чтобы он мог пользоваться им хотя бы до суда. Однако этого не случилось.
В минувшем ноябре на суде Виталию была отведена роль свидетеля. Но по существу дела о подлоге он сообщить ничего не мог, а его рассказ о покупке злосчастного авто суд не интересовал. Тогда Силаев заявил о невозможности по семейным и финансовым причинам присутствовать на процессе в Карабалыкском районе (все-таки это весьма отдаленная от областного центра местность, расположенная на границе с Россией) и стал дома ожидать приговора, который должен был определить кроме всего прочего и дальнейшую судьбу автомобиля. Судебный акт, оглашенный 5 января нового года, поразил нашего героя до глубины души:
- Я никак не ожидал такого результата! У меня, добросовестного приобретателя, машину окончательно изъяли и определили в доход государства. А Жакиеву это было засчитано как… погашение ущерба, причиненного им государству! Как будто он сам проданную Нурмагамбетовым машину вернул, что стало для суда смягчающим обстоятельством и позволило применить к осужденному... амнистию!
И в самом деле, суд, установив, что действия Жакиева повлекли тяжкие последствия и причинили государству ущерб в сумме 2,5 млн. тенге (согласно оценке товароведческой экспертизы), тем не менее вдруг взял да и признал за осужденным полное возмещение понесенного убытка! Благодаря этому Жакиеву была сокращена четверть срока назначенного наказания, и вместо четырех лет лишения свободы он получил всего три года.
- В подобный переплет может угодить буквально каждый законопослушный гражданин, - разводит руками растерянный Виталий. - Я был уверен, что защищен государством от неприятностей. Для чего тогда при оформлении сделки в спецЦОНе машину проверяли на угон, арест и прочие сюрпризы? Как хотите, а я вижу в этой ситуации настоящую схему преступления, которой наверняка может воспользоваться кто-то еще. И не факт, что ранее подобным образом от конфискации не были уведены целые тучи машин по всему Казахстану!
Как говорится, на заметку прокурорам. Но, по самым последним данным, костанайские стражи законов отказались вносить протест на вынесенный приговор Жакиеву и сообщили, что у Силаева есть право добиваться защиты своих прав в суде самостоятельно.
В ближайшее время приговор Жакиеву может вступить в силу, и уж тогда Виталию и его родным точно не видать машины. Ему теперь придется в суде долго и упорно доказывать, что он ни в чем не виноват, и взыскивать деньги с продавца Нурмагамбетова. А ведь еще не известно, в какие сроки это произойдет при благоприятном для Силаева итоге рассмотрения и что вообще на эти деньги к тому времени можно будет купить…
А не логичнее ли взыскать с экс-полицейского Нурмагамбетова в доход государства стоимость авто, а саму машину оставить в собственности законного и добросовестного покупателя? Тем более что такой исход предусмотрен в законодательстве. Согласно требованиям ч. 4 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса если конфискация имущества невозможна вследствие использования, продажи или по иной причине, то изъятию подлежит денежная сумма, которая соответствует стоимости предмета конфискации.
Мы обязательно проследим, чем закончится эта во всех отношениях любопытная история.
Стас КИСЕЛЁВ,фото предоставлены Виталием СИЛАЕВЫМ, Костанай