“Динамическое наблюдение в соответствии с нормативами...”
Председатель общественного объединения инвалидов Галия ТОБАТАЕВА (на снимке) в очередной раз испытала на себе все прелести бесплатной медицины в нашей стране. Частная по сути история, приключившаяся с ней, стала еще одним подтверждением едва ли не хронической болезни здравоохранения Казахстана, когда ни диагноз поставить не могут, ни обследования нужные вовремя сделать.
Нога у нашей героини стала болеть в середине августа. И это не было для Галии большой неожиданностью. При ее диагнозе - системный остеопороз высокой степени - любой, даже самый незначительный, ушиб может стать настоящей катастрофой. Вот и в этот раз женщина просто подвернула ногу. И началось. Конечность опухла, стала болеть. Тобатаева, понятное дело, к врачам. А те...
Галия показывает мне пухлую папку выписок и заключений. Куча бумажек и - полное отсутствие единодушия. Сначала Тобатаевой говорили, что у нее сломан первый палец правой ноги, потом к нему добавился второй. Ходить запретили, на ногу наступать - категорически. Позже появилась версия, что никакого перелома и вовсе не было, а опухоль - последствие травмы. С конца лета Галия ходит по кабинетам, но до сих пор женщине так и не сказали, из-за чего же не переставая болит ее нога.
- Вся эта история длится по сей день! - сокрушается Тобатаева. - Отек сошел, но боль осталась. Я могу пройти максимум шагов 50, дорогу перейти не успеваю. Даже помыться без посторонней помощи не могу. Сейчас выпал снег - придется сидеть дома, на мою ногу не налезает обувь, а ходить в тапочках, как раньше, холодно. В голове не укладывается: с лета мне не могут выставить точный диагноз! В сентябре я ходила в гипсе, потом сняла его. Сделали МРТ и дают заключение: перелом первого пальца. Как так? Он все еще не зажил? Но ведь такого быть не может! Травматолог другой больницы и вовсе заявляет: у вас вообще не было перелома... И консилиумы собирали, и лучшие врачи меня смотрели, и в больнице я лежала. Сами видите, что в итоге.
Осенью один из докторов предположил, что нога болит вовсе не из-за перелома, мол, это последствия травмы, но чтобы точно определить, так ли это, нужно сделать компьютерную томографию с контрастированием. Стоит эта процедура от 20 до 30 тысяч тенге. Почти такую же пенсию Галия получает как инвалид второй группы.
Напомним, компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) - это дорогостоящие консультативно-диагностические услуги. По закону их должны проводить бесплатно социально уязвимым категориям населения: детям, беременным женщинам, инвалидам, как в нашем случае, многодетным матерям и т. д.
- Направление на КТ с контрастированием у меня есть, и, по идее, я должна была пройти это обследование, но не тут-то было, - разводит руками Галия. - Оказалось, что по госзаказу его уже не делают, сказали: нужно подождать. Я знаю, что врачи пытаются выйти из ситуации, как-то договариваются с теми клиниками, в которых проводят такие обследования. Мне, кстати, тоже предлагали, мол, давайте мы договоримся с какой-нибудь клиникой. Но я отказалась. И причина очевидна: если мне в порядке исключения сейчас сделают КТ, то это будет несправедливо по отношению к другим. А я бы хотела, чтобы все по закону, то есть для всех! Пришлось просить деньги на эту процедуру в соцсетях. Стыдно, конечно, но другого выхода у меня просто не было. Мне помогли, за что я очень благодарна. Но ведь нужно решать этот вопрос сейчас, чтобы в дальнейшем таких проблем не возникало. Мой вопрос решился, а что же другие? Я стала писать во все инстанции, оставляла посты в соцсетях. И недавно получила ответ из комитета охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения. Правда, так и не поняла, как формируется госзаказ на КТ и МРТ.
“По вопросу обследования КТ поясняем, что до августа месяца 2017 года в городе Алматы услуги КТ оказывали четыре медицинские организации, - говорится в ответе, который пришел на имя Галии. - 7 августа 2017 года департаментом комитета оплаты медицинских услуг по городу Алматы в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 июня 2017 года № 397 “Об утверждении Правил выбора поставщика услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и возмещения его затрат” было объявлено о проведении процедуры выбора поставщика услуг по предоставлению консультативно-диагностических услуг КТ и МРТ в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Однако процедура выбора поставщика не состоялась в связи с отсутствием заявки от поставщиков города Алматы. Начиная с 1 января 2018 года выбор поставщика услуг по предоставлению консультативно-диагностических услуг КТ и МРТ будет проводиться филиалом по городу Алматы НАО “Фонд социального медицинского страхования”.
- Что это значит? - недоумевает Тобатаева. - Что услуги КТ в этом году оказываться не будут? Их и без дополнительного госзаказа хватает и пациенты могут свободно приходить на обследование?
Именно это мы и попытались выяснить в управлении здравоохранения Алматы.
- Планирование госзаказа на определенные услуги происходит с учетом и в зависимости от показателей предыдущего года, - рассказала заместитель руководителя управления здравоохранения Алматы Жанар КЕНЖЕБАЕВА. - Поставщики заранее сдают заявки для получения финансирования и дальнейшего оказания данных услуг, в данном случае КТ и МРТ. Если говорить о магнитно-резонансной терапии, то в этом году в Алматы было 12 поставщиков услуг, которые оказывали такую помощь. С этим видом обследования проблем не было.
- Что касается КТ, - продолжила она, - то если в прошлом году заявки на проведение этого обследования подали 10 медицинских организаций, то в этом году - только пять организаций (это произошло по ряду объективных причин). Между ними и распределяли пациентов. Я специально обзванивала все эти клиники. Только одна выполнила весь госзаказ, во всех остальных это обследование можно сделать. Даже если где-то нет такого обследования, врачи направят пациента в другое медучреждение.
- То есть проблем с проведением бесплатных КТ и МРТ в городе нет?
- Для социально незащищенных слоев населения быть не должно. Все остальные должны их оплачивать, за исключением экстренных случаев. Вообще, все это решается: если какой-то госзаказ съедается раньше времени, то клиника подает дополнительную заявку в комитет оплаты медуслуг и просит выделить дополнительные средства, могут быть и такие виды исследований, которые используются редко. Врачи в любом случае должны идти навстречу пациенту и решать этот вопрос. Да, иногда приходится подождать, но все решаемо.
А как же история Тобатаевой? Ее и вовсе, получается, не должно было быть. Между тем в письме из комитета охраны здоровья Галие пообещали, что “управление здравоохранения города Алматы дало поручение руководству поликлиники № 34 (именно к ней прикреплена Тобатаева. - О. А.) провести консилиум с привлечением независимых аккредитованных экспертов и обеспечить динамическое наблюдение в соответствии с действующими нормативами в сфере здравоохранения”.
Вопросы по наблюдению за состоянием здоровья Галии и ее лечению взяты на контроль управлением здравоохранения и комитетом Минздрава.
Вот только поможет ли это ей? Ведь диагноз все еще под вопросом...
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы