9281

Взятка от души,

или Как одна домохозяйка двух следователей на скамью подсудимых посадила

Вынося в ноябре 2016 года приговор следователю-мздоимцу, судья суда № 2 города Тараза Нурлан ДАУЫЛБАЕВ (на снимке) не мог даже предположить, что через несколько месяцев снова увидит на своем процессе… эту же потерпевшую. Прямо дежа вю какое-то! 2017 год. Тот же зал судебного заседания, та же потерпевшая, даже статья обвинения та же самая - “получение взятки”. Вот только обвиняемый другой. В 2016 году на скамье подсудимых сидел следователь ОП-2 УВД города Тараза Жандос КОСАЕВ, а теперь следователь УВД Гани ТАСТАНКУЛОВ.

Это случайность, совпадение? Нет, скорее, суровая таразская реальность.
Но по порядку. В магазине детской одежды “Меркато” повздорили две женщины: покупательница, которой показалось, что ей недодали сдачу, и продавец. Словесная перепалка переросла в драку. Прибыла полиция, и появилось уголовное дело, расследовать которое было поручено следователю Жандосу КОСАЕВУ. Пока тот думал, какую статью лучше вменить подозреваемой - самоуправство или хулиганство, женщины успели помириться. Продавец Айнур АУКЕН, получившая легкие телесные повреждения, написала так называемое встречное заявление: дескать, претензий к покупательнице Айнур КАЛЫБЕКОВОЙ не имеет. На этом дело можно было закрывать за примирением сторон. Но у следователя Косаева были на этот счет свои планы. Дело в любом случае будет прекращено, с точки зрения закона все чисто, но, может, и мне с этого что-то перепадет? Так, видимо, рассуждал он, заряжая Айнур Калыбековой через ее адвоката
60 тысяч тенге за прекращение дела. Ему и в голову не приходило, что обычная домохозяйка, мать троих детей, станет обращаться в антикоррупционную службу. В общем, недооценил Жандос Косаев фигурантку дела, за что и поплатился: при передаче денег и следователь, и адвокат были задержаны.
Отпираться не стали. И вскоре судья Нурлан Дауылбаев вынес им приговор. Следователю - штраф в пятидесятикратном размере взятки (3 миллиона тенге), адвокату - штраф в десятикратном размере взятки (600 тысяч тенге). Кроме того, конфискация преступно нажитого имущества, лишение звания и прочее.
Казалось, в этой нечистой истории поставлена точка. Но, оказывается, все только начиналось!
Осудить-то следователя осудили, но по делу о хулиганстве в магазине надо было принимать процессуальное решение. Так дело попало к следователю УВД Тараза Гани Тастанкулову.
И вот вопрос: как должен был повести себя Гани Тастанкулов после столь сокрушительного падения его коллеги? Вообще-то у него было только два пути: либо прекратить дело за примирением сторон, либо направить его в суд.
Но Тастанкулов не был бы таразским следователем, если бы не отыскал третий вариант! Суть его он изложил знакомому Айнур Аскербеку СЕЙДИЛЬДАЕВУ. Вы спросите, откуда взялся Аскербек Сейдильдаев? Хороший вопрос. Пообщавшись как следователь с Айнур, Тастанкулов понял, что женщина не промах, недаром коллегу на скамью подсудимых усадила, и, не долго думая, предложил ей прислать кого-нибудь вместо себя. Вроде как в качестве своего доверенного представителя. Так в этой истории появился Аскербек Сейдильдаев. Причем, заметьте, без какой-либо доверенности - просто так взял и вошел в дело. Ему Гани Тастанкулов и раскрыл все карты. “Она привлекла к ответственности нашего коллегу - следователя! - негодовал он. - Теперь для нас дело принципа посадить ее на скамью подсудимых! Тем более руководство требует. А суд ее непременно осудит и однозначно посадит. И будет у нее судимость на всю оставшуюся жизнь. Хотя… есть и другой вариант решения вопроса. И цена ему - 1000 долларов”.
Конечно, было бы странно, если бы Айнур с ее активной гражданской позицией, сдав одного вымогателя в погонах, в схожей ситуации поступила бы по-другому! Вместе с Аскербеком Сейдильдаевым они обратились в антикоррупционную службу Жамбылской области. Там возбудили уголовное дело и начали проводить негласные следственные действия. Первый транш состоялся 4 ноября 2016 года. 64 тысячи тенге были переданы Сейдильдаевым Тастанкулову в личной автомашине последнего. Передача денег сопровождалась таким диалогом: “…Я принес деньги”. - “От души?” - “От души”. - “Ну давай!”
Интересно, если бы Сейдильдаев сказал, что дает не от души, Тастанкулов бы отказался от денег?
После этого они встречались еще семь раз, из них дважды в кафе и пивбаре, а еще раз в бане. Покормить и попоить полицейского пивком и водочкой Аскербеку обошлось в 9 тысяч тенге. Попарить его с веничком - в 10 тысяч тенге.
Еще тысячу Тастанкулов попросил забросить на его телефон. При этом от зоркого глаза следователя не укрылось, что на телефон упало на 45 тенге меньше. “А где еще 45 тенге?” - строго спросил хозяин смартфона. “Не знаю, наверное, комиссионные снял банкомат”, - растерянно ответил Сейдильдаев. “Так ты их доложи!” - потребовал Тастанкулов.
К этому времени между парнями уже установились теплые доверительные отношения, что не мешало Тастанкулову при каждой встрече ощупывать в прямом смысле руками(!) своего “партнера”. Опытный правоохранитель с двадцатилетним стажем, он чувствовал, что аудиозаписывающее устройство где-то рядом, но… жажда сорвать куш оказывалась сильнее. До трусов, где был спрятан диктофон, следователь так и не добрался.
А Сейдильдаев спокойно вел оперативную игру. Наступил час второго транша. Они вновь встретились на Привокзальной улице в “ауди” Тастанкулова. Сейдильдаев положил деньги возле коробки передач. Вышел из машины. И тут Тастанкулов догадался, что за ним следят. Ударил по газам. И… началась погоня. Участники следственно-оперативной группы антикоррупционной службы мчались за ним на всех скоростях, боясь потерять из виду. Уже в районе Тектурмаса, зарулив в тупик, Тастанкулов остановился. Вышел из машины и, стараясь казаться спокойным, обратился к оперативникам: “Ребята, а в чем дело?..”
Хотя руки Тастанкулова засветились характерным свечением, денег ни при нем, ни в машине не оказалось. Приоткрытое окно красноречиво отвечало на вопрос, куда они могли исчезнуть.
И что же? Тастанкулова не стали задерживать. Поволокитив три месяца расследование, следователь нацбюро Данияр КОНЫСОВ прекратил дело “за недоказанностью”. Аргументы простые: вещдока в виде купюр нет, а следы на ладонях могло оставить и рукопожатие с Сейдильдаевым, который прикасался к деньгам.
Ну что тут скажешь, кроме того что дело развалено красиво и профессионально!
Но в прокуратуре посчитали, что дело прекращено незаконно.

- Хорошо, предмет взятки исчез, - комментирует ситуацию заместитель начальника управления прокуратуры Жамбылской области Адилет УСЕНБАЕВ (на снимке). - Но почему не дана оценка совокупности доказательств: зафиксированному первому траншу и взяткам в виде выгод имущественного характера, таким как походы в баню и кафе, оплата телефонных разговоров? Или это ничего не значит, что следователь попил, поел, помылся, поговорил по телефону за счет обвиняемой стороны?.. Мы отменили постановление о прекращении дела. Наш спецпрокурор Сакен БАЙТАЛИЕВ благополучно довел его до суда, а я, как процессуальный прокурор, поддержал обвинение на процессе. И мы доказали факт коррупции в следственных органах полиции, несмотря на то, что Тастанкулов категорически отрицал свое взяточничество. Этот случай говорит о том, что потерян всякий страх перед законом и перед совестью. Это как же надо опуститься, чтобы за развод дела брать походами в кафе, телефонными единицами и помывками! Такое, наверное, только у нас в Таразе может происходить…
Судья Нурлан Дауылбаев вынес Гани Тастанкулову обвинительный приговор. Признав подсудимого виновным по всем эпизодам, он назначил майору полиции (теперь уже бывшему) наказание в виде четырех с половиной лет и, применив закон об амнистии, лишение свободы заменил ее ограничением. Недавно рассмотревшая дело коллегия по уголовным делам Жамбылского областного суда оставила приговор без изменений.
Судья Нурлан Дауылбаев тоже высказал свое отношение к данному делу:
- Тастанкулов так и не признал своей вины. Повторял то, что,
обычно повторяют все взяточники: его, дескать, спровоцировали и подставили. Хорошо, говорю я ему, допустим, взяток не было. Но чем тогда вы объясните ваши непроцессуальные контакты с лицом, находящимся в дружеских отношениях со стороной по делу? я имею в виду Сейдильдаева. А это, отвечал подсудимый без всякого смущения, просто такой радушный человек оказался, что угощал меня чисто от души - и я не мог отказаться!
Такая вот история. Остается добавить, что дело в отношении Айнур Калыбековой было прекращено. Как это и должно было быть!

Галина ВЫБОРНОВА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть