Братишка, нажми на тормоза!
Кондукторами в общественном транспорте Алматы, оказывается, работают все, кому не лень, и при этом - вне штата
Это есть, увы, тот самый идеально показательный случай, когда форма вошла в противоречие с содержанием. Вчера аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК лично осмотрел новые низкопольные автобусы марки “ЛиАЗ”, на днях доставленные в южную столицу для парка общественного транспорта (ни для кого не секрет, что власти мегаполиса денно и нощно бьются над тем, чтобы поскорее пересадить алматинцев с личных авто на ОТ). А днем ранее автобусный кондуктор с голым торсом устроил разборки с юными пассажирами и даже двинул девушке в челюсть! Директор ТОО “Green Bus Almaty” Баурджан КУЛИШЕВ (на снимке) на все это заявляет: кондукторы работают неофициально и потому, мол, некому контролировать их поведение. Оказывается, в культурной столице нашего государства кондукторов берут себе в помощники водители ОТ, чтобы выполнить пресловутый план.
Инцидент произошел в воскресенье вечером. По словам очевидцев, кондуктор автобуса маршрута №12 не поверил ехавшей молодой паре, что они школьники, и потребовал доплату за проезд. На остановке у кинотеатра “Арман” перепалка кондуктора и пассажиров переросла в драку. Случайные свидетели инцидента попытались их разнять, но кондуктор вырвался и ударил девушку в лицо.
На распространенном в YouTube видео отчетливо видно, как кондуктор бегает с голым торсом, а пораженная зрелищем толпа кричит: “Да что это такое?!”, “Хватит!”, “Прекратите уже!”. Кто-то просит вызвать “скорую помощь” для пострадавших.
Случай из ряда вон. Брань в алматинских автобусах мы уже проходили и - к сожалению! - почти к этому привыкли. Но чтобы драка да еще и кондуктор с голым торсом (заметьте, в конце октября!) с кулаками против девушки!.. За комментариями мы обратились к Баурджану Кулишеву, директору фирмы Green Bus Almaty, обслуживающей маршрут №12.
- Там было не двое молодых людей, как указали некоторые СМИ, а человек десять, - поведал наш собеседник. - Они ехали с празднования Хэллоуина. Что там на самом деле было, кто прав, кто виноват, кто первый ударил - я не могу сейчас комментировать, потому что еще не знаю этих подробностей. Как мне сообщили, “скорую помощь” вызывали и к водителю автобуса в автопарк, потому что он тоже пострадал, у него на лице синяки и ссадины.
В момент нашего интервью тот самый кондуктор и водитель автобуса №12 находились в Медеуском РУВД - давали показания.
- Алматинские власти все время твердят, что их цель - пересадить жителей города с личных машин на автобусы. А как люди на это пойдут, если кондукторы будут встречать пассажиров с кулаками? Даже при вашем обновленном передвижном составе культура общения и поведения многих кондукторов и водителей остается на уровне, простите, быдла...
- Вы можете обратиться в ТОО “Транспортный холдинг Алматы” - и узнаете, что за этот год у нас было 13 тысяч часов схода маршрутов по вине “Оңай!” (электронная система оплаты проезда в ОТ Алматы. - Е. Т.)! То есть оборудование ломается, наш автобус не может ехать дальше, потому что платежи не принимаются, и наши водители высаживают пассажиров на остановках. И начинаются все вот эти жалобы без конца на наших водителей - якобы они просто так высаживают пассажиров на остановках... А то, что есть 13 тысяч часов сбоя терминалов “Оңай!”, никто не принимает это!
Мы уже подали уведомление о расторжении договора с транспортным холдингом из-за оборудования “Оњай!”, потому что все жалобы в итоге обрушиваются на нас. У нас около 10 процентов пассажиров пользуются чужими карточками - родителей, бабушек, дедушек. Старшие братья берут проездные своих братишек-школьников и оплачивают проезд ими. Как только начинаем предъявлять претензии по этим нарушениям - доходит до драки, и в итоге наши водители и кондукторы оказываются хамами и драчунами! А фактически все это провоцируют сами пассажиры!
В большинстве случаев водители и кондукторы боятся скандалов и лишний раз молча берут за проезд 40 тенге, молча принимают к оплате у взрослых (!) школьные проездные. Но с учетом того, что из-за введения дифференцированного тарифа объем транзакций увеличился, мы требуем от них полного выполнения плана. Соответственно, и они требуют у всех пассажиров реальных платежей. Но как только водители и кондукторы начинают требовать, происходят вот такие инциденты! (Стоит напомнить, что стоимость проезда в алматинском наземном ОТ по карте “Оңай!” составляет 80 тенге, за наличные - 150 тенге, при этом существуют льготы для детей, студентов, пенсионеров, инвалидов. - Е. Т.).
- Разумеется, пассажир должен добросовестно платить за услугу, которой он пользуется. Но можно же решать проблемы мирным путем, культурно, без рукоприкладства, в случае необходимости вызвать полицию. А ваш кондуктор вообще был полуголый! Это как так получилось?
- Я не знаю, почему кондуктор был без верхней одежды - сам снял или порвали ему. Может быть, его схватили, он вывернулся, а рубашка осталась у кого-то в руках. В конце разборки он поднял ее с земли и вошел в автобус. Меры будут приняты в любом случае, надо только дождаться заключений РУВД.
- А как вы следите за работой и поведением кондукторов на маршрутах? Какие предъявляете к ним требования? Они же не просто деньги собирают, а работают с людьми.
- Все эти кондукторы официально не состоят у нас в штате, - огорошил г-н Кулишев. - Когда стали вводить систему “Оңай!”, водителям сначала запретили брать деньги, мы и убрали кондукторов. Люди платили добровольно. Через три месяца, после того как прекратились полицейские рейды, объем платежей уменьшился до 30 процентов, то есть 70 процентов людей не платили вообще! Система “Оңай!” начала показывать свою неэффективность. Водители же не могут бегать по салону и проверять, как и кто оплатил!
Когда мы заявили в ТОО “Транспортный холдинг Алматы” об этой проблеме и предложили сделать кондукторов штатными, те ответили, что это наши проблемы и мы сами должны их решать. Поэтому мы дали команду водителям набирать себе кондукторов в помощь, но не в штат - нам это невыгодно, да и запрещено. Поэтому водители и зовут подработать своих знакомых, родственников, братишек, детей. А им это только в убыток. За прошлый год из-за непродуманного введения системы “Оңай!” мы потеряли больше миллиарда тенге! Сейчас мы просим у транспортного холдинга поставить валидаторы с купюро- и монетоприемниками, чтобы мы могли убрать кондукторов. А еще просим сделать так, чтобы люди могли расплачиваться за проезд банковскими карточками, ведь система “Оңай!” это позволяет. Но они отказывают, потому что тогда выручка пойдет мимо них.
Комментарии в тему
Максут ИСАХОВ, руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог Алматы:
- Очевидцы сняли на видео только конец инцидента. На самом деле было десять взрослых ребят явно не школьного возраста, которые не хотели платить за проезд, а хотели проехать по школьным проездным. Сначала они подрались с водителем, а кондуктор просто заступился за него. Ребята эти отмечали Хэллоуин, вроде были в нетрезвом виде.
Болат ТОТЫБАЕВ, начальник УВД Медеуского района:
- Данный факт зарегистрирован в едином реестре досудебного расследования по статье 293 (“хулиганство”) УК. Установлены два человека, фигурировавшие в инциденте: это водитель автобуса 1987 года рождения и кондуктор 1994 года рождения. По предварительным данным, причиной драки мог стать конфликт, возникший между кондуктором и пассажирами автобуса 12-го маршрута.
Лейла КЕНЕСБАЕВА, пресс-секретарь управления здравоохранения г. Алматы:
- Пострадавшие в драке возле кинотеатра “Арман” были доставлены в челюстно-лицевую больницу. Там им оказали необходимую помощь в приемном покое: в госпитализации молодые люди не нуждались. У первого пациента ушиб нижней губы, у второго - ушиб нижней губы и гематомы нижней челюсти. Перелома челюсти нет. Обратившегося за медицинской помощью водителя не было.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и скриншоты с видео из YouTube, Алматы
Вчера же мы обратились в ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, чтобы там прокомментировали претензии Баурджана Кулишева. Нам пообещали предоставить информацию в ближайшее время.
Между прочим
Вчера в Инстаграме появился ролик свадебного кортежа в Алматы из... автобусов ОТ!
На видео несколько машин, украшенных лентами и цветами, проезжают по улице Пушкина в районе Зеленого базара и сигналят. На окнах автобусов начертаны имена новобрачных - Қалқа и Шырын. Как сообщил портал Tengrinews, так отметил свадьбу 23-летний водитель 11-го маршрута Калка ЖОЛДАС. Он сообщил, что проблем с руководством автопарка не было, его коллегам разрешили взять на время пять автобусов
11-го и 23-го маршрутов.