“Мерседес” за пять биткоинов
Элитный особняк на Рублевке площадью 930 квадратных метров выставили на продажу за три тысячи биткоинов - виртуальных монет. Объявление об этом появилось на одном из сайтов по продаже недвижимости 17 августа. И пока московские риелторы гадают, смогут ли они провести первую сделку с криптовалютой, если даже на мировых рынках такие пока в новинку, в Павлодаре могут их опередить. 25 августа на сайте “Крыша” выставлен на продажу за пять биткоинов “мерседес Е200” 2011 года выпуска, и уже есть предложения о покупке.
Продавец подержанных машин Талгат ТОКТАРОВ (на снимке) утверждает: пока эксперты всего мира спорят, стоит ли легализовать эту самую загадочную из виртуальных валют или, наоборот, надо ее запретить, народ в провинции скупает биткоины не задумываясь.
За последнюю неделю новости о виртуальных деньгах буквально заполонили мировые СМИ. 1 сентября прошла информация о том, что десять самых крупных банков мира создают свою криптовалюту для проведения моментальных расчетов и клиринга по сделкам с ценными бумагами. 2 сентября информагентства выдали новость о достижении нового исторического максимума курса биткоина в пять тысяч долларов.
На различных сайтах, описывающих биткоины, можно почерпнуть о них следующую информацию: даже сейчас практически никто не знает, кто конкретно и когда именно создал программу, благодаря которой в Сети каждые 10 минут появляются новые монеты. Считается, что это был либо компьютерный гений-одиночка, либо целая группа программистов, назвавшаяся в Сети японским именем Сатоши НАКАМОТО. Благодаря заложенной этим гением или гениями математической формуле будет выпущен только 21 миллион монет. Их появление в системе постоянно снижается, 99 процентов будет добыто к 2034 году. Никто не может контролировать обмен между кошельками - ни банки, ни налоговые инспекции, ни государство, потому что у биткоина нет владельца или централизованного управления. Система анонимна, пользователи не обязаны предоставлять официальные персональные данные, чем обязательно воспользуются те же наркодилеры.
Сделки между владельцами кошельков происходят молниеносно. Множество компьютеров по всему миру через Интернет обрабатывают транзакции. Компьютеры, выполняющие эти действия, называют майнеры. Чтобы прекратить хождение виртуальных монет, нужно отключить все майнеры до единого. Каждые десять минут кто-то становится победителем гонки в вычислении, получает вознаграждение в биткоинах. Благодаря такому стимулированию к данному процессу постоянно присоединяются все новые и новые люди. Но если в 2009 году для расчетов вполне хватало программируемого калькулятора, то сегодня, если вы хотите с выгодой заниматься майнингом биткоина, вам потребуется помещение бывшей военной базы или туннель в Арктике, снабженный металлическими дверями толщиной в метр и интеллектуальными системами конденсирующего охлаждения, которые обслуживают сотни тысяч плат с миллионами чипов.
Первый обмен биткоинов на реальный товар произошел в мае 2010 года: американец Ласло ХАНЕЧ за десять тысяч биткоинов получил две пиццы. Тогда это были небольшие деньги. Если бы он их сохранил, то стал бы долларовым миллионером. Впрочем, как уверяет Талгат Токтаров, и сегодня не стоит спешить расставаться с самой загадочной криптовалютой, если уж тебе посчастливилось стать ее обладателем.
- Как будет выглядеть ваша сделка, если она состоится? - спросила я у Талгата Токтарова.
- У меня есть в Интернете кошелек, покупатель пошлет на него зашифрованный набор букв и цифр - и монеты мои. Все происходит молниеносно, без каких-либо посредников вроде банков. Пока мне предлагают за машину три биткоина, но я готов снизить цену только до четырех. Конечно, сейчас биткоин стремительно растет, но может и упасть. Хотя в итоге он все равно подорожает. Зайдите на любой из сайтов вроде coinmarketcap.com, и вы увидите: 31 октября прошлого года биткоин стоил 711 долларов, 27 марта этого - тысячу, а к маю дорос до 3,5 тысячи “зеленых”. Люди верят в него, вот и покупают. Как доллар, он тоже никаким золотом уже давно не обеспечен. Главное - выбирать хорошие биржи типа poloniks или bitriks.
- Откуда вы все это узнали? Может, вы по образованию финансист?
- Я бухгалтер, но уже 25 лет мы с супругой стоим на рынке, обыкновенные торгаши. Продаем разный товар каждый день, с утра до вечера, летом и зимой. Уже устали. Но, когда зимой мне один знакомый по рынку предложил вложиться в биткоины, которые тогда стоили 700 долларов, я даже вникать не стал. Платить такие деньжищи за какие-то виртуальные монеты! А в мае еще одна знакомая предложила заняться леокоинами, это тоже криптовалюта. В отличие от загадочных биткоинов там было все более-менее понятно: обыкновенная пирамида. Приводишь двух человек - получаешь вознаграждение, и так далее. Существует сообщество леокоинов со штаб-квартирой в Лондоне и офисами в 120 странах, включая Алматы. Эти виртуальные монеты можно обменять в казахстанских банках на бумажную валюту. А уже занявшись леокоинами, я стал следить за другими криптовалютами и схватился за голову: если бы купил их даже тогда, зимой, мог бы разбогатеть.
- Почему вы не выставили “мерседес” за свои леокоины?
- Потому что в Казахстане нет столько этих виртуальных монет, чтобы хватило на машину, а биткоины есть. Несмотря на то что все их владельцы анонимны, кое-какие транзакции по Казахстану можно отследить и прийти к выводу, что здесь в интернет-кошельках хранятся немалые запасы. Кроме того, на сегодняшний день оборот криптовалюты в мире составляет в долларах 172 миллиарда, и половина этих виртуальных денег приходится на биткоины. Даже рипл - криптовалюта, с которой работают крупнейшие банки азиатских стран, Великобритании, Канады, Америки и самый крупный банк ОАЭ - Национальный банк Абу-Даби, - не может пока с ними сравниться. Вот и президент наш в июне на экономическом форуме в Астане говорил, что у криптовалюты большое будущее. Так что, если у вас есть возможность, обязательно вкладывайтесь в виртуальные монеты. Надежнее инвестиций на сегодняшний день я не знаю.
Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар