Шикарно трудоустроились!
Как балхашская чиновница и ее коллеги осваивали госсредства через свои кошельки
“Никогда не присваивала государственные деньги. Но действительно их растрачивала, так как нам говорили осваивать средства, выделенные безработным” - это не шутка, а практически дословное изложение показаний бывшего руководителя коммунального государственного учреждения “Центр занятости города Балхаша” Айгерим АЙНЕКОВОЙ. Вместе со своими подчиненными чиновница фиктивно устроила на работу к местным индивидуальным предпринимателям аж 47 человек и увела из бюджета почти 12 миллионов тенге.
Шесть лет назад наше правительство озаботилось оказанием помощи безработным гражданам. Была утверждена программа занятости-2020, по которой планировали трудоустроить полтора миллиона человек и благодаря этому снизить уровень бедности в стране с 8,2 до 6 процентов, а уровень безработицы - менее 5,5 процента. С момента старта программы и по 2015 год на воплощение ее в реальность из казны выделили несколькими траншами 386,3 миллиарда тенге. Чиновникам на местах оставалось лишь регистрировать жаждущих трудиться казахстанцев в базе данных “Рынок труда” и затем сводить их с подавшими заявку на поиск наемников работодателями. Предприниматели, принявшие таким образом в свой штат работников, получали финансовую помощь, которая покрывала 35 процентов расходов на зарплаты новичкам.
Вроде бы схема прозрачная, однако Айгерим Айнекова смекнула, как можно урвать кусочек бюджетного пирога. Правда, в одиночестве провернуть махинации директор Балхашского центра занятости не сумела бы. В связке с ней стали работать специалисты того же госучреждения Малика БАЙДАГУЛОВА и Дархан ЗУХУРНАЕВ, подключили и нескольких индивидуальных предпринимателей. Пробный шар запустили еще в 2011 году. Два бизнесмена, которые не подавали никаких заявок, принесли в центр копии документов людей, официально не числившихся безработными. То есть ни те ни другие не могли претендовать на поддержку государства. Тем не менее с легкой руки госпожи Айнековой и ее подчиненных необходимые сведения о них внесли в базу данных. Затем директор издала приказ за своей подписью и превратила этих граждан в участников госпрограммы. Предприниматели впоследствии предоставляли подтверждение, что устроили соискателей на социальные рабочие места, хотя в действительности такого не было. А также прикрепляли к пакету документов подложные акты выполненных работ и табели учета рабочего времени. На их основании Айнекова подписывала платежные поручения и сдавала их в местное управление казначейства. После чего бюджетные деньги падали на счета бизнесменов. Небольшие доли нелегального дохода предприниматели оставляли у себя, а основную сумму отправляли директору центра занятости. Причем Айгерим Айнекова осторожничала: просила компаньонов передавать наличность через таксистов.
С августа 2011 года по июнь 2012-го компания умыкнула из казны 1 миллион 251 тысячу тенге. Позднее список втянутых в махинации предпринимателей расширился. До 2014 года государство обеднело еще на четыре с лишним миллиона. Но самый солидный куш чиновница и ее подчиненные сорвали в 2015 году, когда фиктивно трудоустроили сразу 31 человека и в результате отхватили 6 миллионов 646 тысяч тенге.
Успехи на фронте теневых заработков, видимо, так вдохновили чиновницу, что однажды она решила переступить грань приличия внутри собственного коллектива. Поводом для очередной аферы, случившейся в прошлом году, послужило празднование Дня столицы. Айнекова своим приказом выписала премии по двадцать тысяч тенге десятерым сотрудникам центра занятости. Только сослуживцы порадоваться прибавке не успели: начальница пригласила их на собрание и велела отдать ей все премиальные.
Вскоре после этого чиновница попала в поле зрения сотрудников антикоррупционной службы. Замешанные в истории предприниматели и чиновники очень быстро слили свою атаманшу. До и во время суда она находилась под домашним арестом. Вину признавала, но весьма своеобразно. Заявила, что растрачивала выделенные государством деньги для безработных, поскольку от нее требовалось их освоение. Однако наотрез отказалась от формулировки “присваивала”. Зато чистосердечно созналась, что нужные для программы “Занятость-2020” документы собственноручно составляли она и ее подчиненные. Между тем и Айнекова, и угодившие на скамью подсудимых ее коллеги Зухурнаев и Байдагулова поспешили возместить причиненный бюджету ущерб и просили судью не лишать их свободы.
Айгерим Айнековой за присвоение и растрату чужого имущества, служебный подлог и злоупотребление должностными полномочиями грозило до семи лет заключения. Но суд приговорил ее лишь к ограничению свободы на такой же срок. Аналогичное наказание определили и Дархану Зухурнаеву. К тому же к обоим применили амнистию и сократили сроки до пяти лет трех месяцев. Кроме того, их пожизненно лишили права занимать должности на госслужбе и каждого привлекли к принудительным работам на 120 часов в год.
Их подельница Малика Байдагулова была признана виновной только в растрате. С учетом амнистии ей назначили четыре с половиной года лишения свободы условно. Спустя пять лет она вновь сможет устроиться на работу в государственное учреждение.
Ирина МОСКОВКА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда