Тяжела и неказиста жизнь простого резервиста
Весьма печальный рекорд установил 36-летний житель Астаны Женис АЙГУЗИН. В первый день февраля он официально вышел на работу в департамент госдоходов по городу Астане. Наш герой получил прекрасную должность старшего следователя в отделе по противодействию незаконной предпринимательской деятельности и фальшивомонетничеству. Однако продержаться здесь Айгузин смог всего неделю: в следующую среду, 8 февраля, он был задержан с поличным на взятке.
Женис Айгузин к своим 36 годам добился неплохих успехов в карьере: перебравшись в столицу из Кызылорды, он довольно неплохо трудился в комитете таможенного контроля и даже дослужился до старшего специалиста. Как многие госслужащие, встал в очередь на получение квартиры. Одним словом, жил как все. В нашей стране многие мечтают о такой жизни - госслужба, таможня, столица…
Но случилось непредвиденное - Айгузина перевели в резерв. Многочисленные реформы в госорганах привели к тому, что тысячи сотрудников, еще вчера успешно выполнявших свои функции, вдруг оказались в вынужденном отпуске. Среди них был и Женис Калданович. Ему пришлось отдыхать целых восемь месяцев, пока наконец 1 февраля 2017 года он не получил назначение в столичный департамент госдоходов. Работа оказалась интересной: главный специалист - старший следователь отдела по противодействию незаконной предпринимательской деятельности и фальшивомонетничеству управления по противодействию теневой экономике службы экономических расследований.
В первый же рабочий день Айгузина включили в следственно-оперативную группу, которая была создана для борьбы с незаконной организацией игорного бизнеса под видом лотерейных терминалов. Такие штуки можно встретить в подземных переходах и магазинах - якобы участвуешь в лотерее, а на самом деле играешь в автомат на деньги. Вместе с оперативником Женис выехал в крупный магазин “Калдарбек”, чтобы проверить информацию о размещенных там лотерейных терминалах.
Прибыв на место, старший следователь путем так называемого контрольного закупа установил, что находившиеся в магазине аппараты - те самые запрещенные игровые автоматы. Был составлен протокол осмотра, изъята техника, проведен допрос продавцов. А дальше…
Дальше старший следователь стал действовать, скажем так, не по уставу. Он узнал, что арендатор магазина не имеет разрешительных документов и работает полулегально. За это нарушителя наказывают небольшим штрафом и назначают налоговую проверку. А это гораздо страшнее, ведь доначислить могут весьма солидную сумму. Знал об этом и новобранец службы экономических расследований Айгузин. И решил этим знанием воспользоваться. Спустя пять дней он пригласил арендатора магазина к себе в кабинет и предложил забыть о нарушениях за совсем небольшое вознаграждение, каких-то 350 тысяч тенге. Предпринимательница, работающая в том самом “Калдарбеке”, обещала подумать.
Вечером того же дня арендатор приехала на встречу с Айгузиным вместе со своей дочерью. Они передали следователю 50 тысяч тенге в качестве аванса, после чего отправились прямиком в антикоррупционную службу Астаны.
А 7 февраля ни о чем не подозревающий Айгузин получил еще 150 тысяч тенге, которые ему были переданы через посредника. Эту встречу сотрудники Нацбюро по противодействию коррупции зафиксировали с помощью специальной аппаратуры. Между тем Женис хотел получить оставшиеся 150 тысяч как можно быстрее. Поэтому он потребовал отдать ему деньги до 8 часов утра следующего дня, иначе, мол, все-таки придется назначить налоговую проверку. Мужчина добился желаемого: в 7.45 дочь арендатора приехала на встречу и отдала ему нужную сумму. А вслед за ней прибыли и сотрудники антикоррупционной службы…
Судебный процесс по делу Айгузина прошел в ускоренном порядке: теперь уже бывший сотрудник службы экономических расследований признал вину и попросил не лишать его свободы, а в качестве оправдания объяснил, что целых восемь месяцев просидел в резерве. Однако судья Сарыаркинского райсуда Астаны Элизавета АТЧИБАЕВА была настолько впечатлена скоростью, с которой Айгузин пошел на преступление, что не решилась оставить его на свободе. Теоретически “рекордсмен” мог отделаться штрафом в 21 миллион тенге, но в итоге получил 3 года колонии общего режима с конфискацией имущества. Также он пожизненно лишен права занимать должности в госорганах.
Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы