7125

Обходной манёвр

Новая “услуга” на казахстанском авторынке: теперь для прохождения техосмотра можно не заезжать на станцию. Нужно всего лишь выслать фото машины по WhatsApp!

Ровно пять лет назад процедура технического осмотра автомобиля была полностью передана в частные руки. Если до 2012 года талончик о техосмотре выдавали сотрудники дорожной полиции, то затем в рамках борьбы с коррупцией и ради повышения качества обслуживания эту услугу отдали в конкурентную среду. Казалось, что частные предприниматели, обложенные со всех сторон проверками и лицензиями, будут строже спрашивать с автолюбителей и помогут очистить наши дороги от еле живых развалюх. Однако прогресс не стоит на месте: умельцы научились обходить даже жесткие требования официальных станций. Теперь для прохождения техосмотра даже не нужно выходить из дома. Все, что понадобится, - смартфон и немного денег.

“Техосмотр без заезда”, “Тех­осмотр по Ватсапу”, “Диагностическая карта без авто” - вот такими объявлениями пестрят специализированные автомобильные сайты в зоне KZ. Никто не прячется, не скрывается. Но как же это работает? С этим вопросом мы отправляемся на легальную станцию техосмотра, расположенную неподалеку от редакции.
- Да мы сами в шоке от этих мошенников, - разводит руками работник СТО Михаил БУДЯНСКИЙ. - Узнали об этой услуге совершенно случайно. В начале года нам позвонила девушка, проходившая у нас техосмотр в прошлом году. Она поехала снимать машину с учета в алматинском спецЦОНе, а срок действия услуги закончился. Звонит ругается. Мы по базе смотрим - буквально на пару дней опоздала. Говорим: приезжайте, проходите заново. Потом наш оператор обновляет базу, а у девушки уже есть новый техосмотр. И прошла она его в Кентау! Как же успела за 15 минут доехать туда из Алматы?
Вот тогда-то ребята и обратили внимание на то, что Интернет забит объявлениями о “техосмотре без заезда”.
- И не врут, действительно за 15 минут все делают, - объясняет другой сотрудник станции Андрей КУПРИКОВ. - Хотя, если честно, у нас столько требований по работе! Например, автомобиль должен заехать в бокс, автоматически включается камера, снимающая всю процедуру на видео и отправляющая в базу фото машины с номером. После этого формируется диагностическая карта, в которой есть фото машины и время прохождения осмотра. Вот она-то и остается в базе. Однако умельцы обнаружили, что фотографии можно догружать в программу прямо с компьютера. Вот этим и пользуются! Странно, что единая база раз за разом засчитывает такой “техосмотр”.
Так неужели вся проблема в электронной базе, которая не может поймать изобретателей? Чтобы это проверить, мы решаем вместе организовать следственный эксперимент, то есть пройти техосмотр без заезда на станцию. Есть у нас и доброволец - Андрей Куприков любезно соглашается предоставить для этих целей личный автомобиль, а Михаил Будянский тут же лезет в Интернет в поисках нужного объявления.
- Девушка, что нужно для техосмотра? - не откладывая в долгий ящик Миша звонит по первому же найденному номеру. - Техпаспорт и фото машины? Высылаю.
Буквально через пять минут по номеру +7 775 3713324 уходят нужные документы. Девушка рапортует: машина уже в базе, а диагностическую карту можете забрать в жилом комплексе “Аккент”, что в Калкамане. Все вместе едем туда. Обычный офис на первом этаже с вывеской “Страховка”. Будянский забегает туда и уже через минуту выходит с картой, отдав за нее 3,5 тысячи тенге.
- Абсолютно настоящая карта, печать, название фирмы “Автодиагностика Орталыгы” на месте, - подтверждает Андрей. - Вот только фотографию так размещать нельзя. Ну и место прописки - село Чаяны в Южном Казахстане. Получается, в базу они там вносят, а девушка уже здесь на бланках данные печатает.
Мы решаем усложнить задачу и следующую “станцию техосмотра” поискать в районе спецЦОНа. По слухам, там этот бизнес процветает. Однако на месте выясняется, что по WhatsApp эту услугу здесь не делают. Несколько молодых парней мерзнут на улице, предлагая услуги техосмотра. Но всех отправляют на настоящую станцию. Покружив полчаса по парковке, выдумываем легенду: дескать, машину решили продать, покупатель обещал сам получить заветный талончик, но застрял в городе, а нам надо побыстрее… Наконец один из водителей сжалился и поделился визиткой. Миша уже опытным голосом объясняет оператору на номере +7 702 9860986 нашу ситуацию.
- Да никаких проблем, техпаспорт скиньте, - отвечает женский голос. - Я вас в базу сразу внесу, а деньги можете позже завезти.
- А карту дадите? Без нее с учета не снимают!
- Приезжайте прямо ко мне домой, сын вынесет. Деньги ему отдадите.
Едем в другой конец города. В районе “Саяхата” в одном из дворов диагностическую карту Будянскому вручает мальчик лет 7-8. Сдачи с пятитысячной купюры у него нет, хотя договаривались на четыре. Пришлось оставить лишнюю тысячу ребенку…
- Самое веселое, что мы могли запросто кинуть малыша, - объясняет Михаил. - Машина по базе техосмотр уже прошла, удалить запись невозможно. То есть теоретически можно высылать техпаспорт и фото машины, а потом не платить. Где эти ребята из Шымкента будут потом нас искать?
И действительно, во второй диагностической карте указано уже ТОО “Техосмотр Асан”, а юридический адрес - Шымкент. Печать и подпись самые настоящие. А фото машины снова неправильное!
Для чистоты эксперимента остается пройти техосмотр в третий раз. Теперь мы направляемся к зданию департамента госдоходов по городу Алматы. Здесь, прямо под носом у налоговиков, в подземном переходе расположена еще одна “станция” - киоск площадью 2 квадратных метра. Большими буквами на нем вывеска: “Техосмотр”. Правда, в “офисе” никого нет. Набираем номер, указанный на двери,
+7 705 3303838, и нам диктуют адрес, где можно забрать карту. К моменту, когда мы приезжаем на место, машина в третий раз за четыре часа оказывается в базе как прошедшая самый настоящий тех­осмотр.
- Снова Чаяны! - смеется Андрей, рассматривая карту. - И снова ИП “Автодиагностика Орталыгы”. Вот у них поток идет - они даже не заподозрили, что один и тот же автомобиль у них за день два раза осмотр прошел!
Правда, третья диагностическая карта все же отличается от двух остальных: фотография автомобиля на ней правильная. То есть оператор, заполнявший карту, вытащил фото из старого техосмотра Куприкова, сохранил на свой компьютер, а потом загрузил вновь. Прямо хакер какой-то! И что самое удивительное, электронная база в третий раз за день одобряет процедуру прохождения техосмотра! Сначала мы “прошли” техосмотр в Чаянах, потом в Шымкенте, затем снова вернулись в Чаяны. Точно так же можно получить услугу в Кентау, в Жамбылской области и еще в паре регионов страны. И все это - не выезжая за пределы Алматы!
- Странно, что госорганы никак не реагируют на этих мошенников, - разводит руками президент Республиканской ассоциации станций технического осмотра Александр ПОЛОНСКИЙ. - По нашим подсчетам, только в Алматы около 30-40 процентов автолюбителей проходят техосмотр по WhatsApp. Деньги идут черным налом, без кассовых чеков, а это означает, что государство недополучает большие налоги. Другой важный момент связан с безопасностью движения. Автомобили с липовыми техосмотрами ездят по нашим дорогам, нередко именно технические неисправности становятся причинами ДТП, травм и смертей в авариях. Не будем забывать и злободневный для Алматы вопрос экологии. Перед Универсиадой пригрозили запретить всем развалюхам въезд в центральную часть города. Но это вынужденная мера, а ведь гораздо проще переловить всех этих мошенников с фотошопом, чтобы техосмотр проводили нормально, а не по телефону. Автолюбители будут вынуждены следить за состоянием своих машин, а не искать лазейки. Конечно, очень странно, что ни полиция, ни транспортный контроль не наводят порядок в нашей отрасли. Оператор электронной базы в лице АО “Национальные информационные технологии” получает за каждую машину по 90 тенге - это десятки миллионов в год! - но не может сделать нормальную программу, которая была бы защищена от мошенников!
Мы обзваниваем несколько госорганов, но все открещиваются от тех­осмотра: административная полиция за него уже не отвечает, комитет транспорта Министерства по инвестициям и развитию конт­ролирует работу станций техобслуживания, но электронную базу не ведет, поскольку она под контролем АО “Национальные информационные технологии” (НИТ). Вот туда мы и отправили официальное письмо с просьбой объяснить, почему дорогостоящая программа, на которой НИТ зарабатывает огромные деньги, имеет столько дырок? В ответ пресс-служба “Национальных информационных технологий” прислала нам пространное письмо, из которого так и не удалось понять, почему единая информационная система “Тех­осмотр” позволяет продвинутым пользователям себя обманывать. Единственное разумное зерно было в последнем абзаце: “О выявленных нарушениях просим вас сообщить в инспекцию транспортного конт­роля по городу Алматы комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан”. Будем надеяться, что там о нашем эксперименте прочтут и примут меры. Ведь без должного контроля вся эта затея с частным техосмотром - просто возможность умным ребятам заработать легкие деньги. А по улицам так и будут ездить чадящие развалюхи…

Михаил КОЗАЧКОВ,фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее