Переоценка ценностей
Как прокурор Жамбылской области связан с ограблением директора алматинской частной школы “Сенiм”?
Невероятный поворот в деле о краже денег из квартиры Щамщии КАНАЕВОЙ! Ровно неделю назад мы рассказали, что директрису элитной алматинской школы “Сенiм”, заслуженного работника образования обокрал ее собственный племянник Назар КАНАЕВ (см. “Семейные ценности”, “Время” от 21.1.2017 г.). После выхода статьи в редакцию обратились другие члены этой семьи и попросили дать им возможность высказать свое мнение о случившемся.
Назар Канаев был осужден в конце 2016 года Медеуским райсудом по уголовным делам Алматы. Он приговорен к шести годам лишения свободы за то, что похитил из квартиры своей родной тети огромную сумму денег и драгоценности. В общей сложности имущество и наличные потянули на 90 миллионов тенге. Однако сестра Назара и его адвокат утверждают: стоимость украденного завышена!
- Щамщия Захаровна - родная сестра нашего отца Рамазана, - объясняет сестра Назара Альфия КАНАЕВА. - Нас в семье 12 детей, и раньше мы все жили в России, а больше 10 лет назад приняли решение вернуться на родину. Назар как раз отслужил в армии, еще не знал, чем будет заниматься дальше. Вот тетя Щамщия и предложила взять его к себе в школу. Обещала нашему отцу золотые горы: обучить племянника, решить вопрос с жильем, на работу хорошую устроить.
- Назар сначала был у тети охранником в школе, потом стал завхозом. Жил прямо в этой же школе, была у него там комнатушка, - продолжает Альфия. - Выполнял все ее задания, даже ремонт делал в ее квартире. Платила она ему копейки. Мы видели его пенсионные отчисления - там мизерные суммы. Не буду скрывать, тетя обращалась с моим братом плохо - обижала, унижала, заставляла делать самую грязную работу. Как-то в школе прорвало канализацию, и тетя отправила Назара убирать нечистоты! Он просил вызвать ассенизаторов, но она отказалась. Пришлось ему все делать самому. После этого случая он ушел из школы, хотя провел там почти восемь лет. Жил несколько месяцев у меня, пока его не забрал зять тети Щамщии Ернат СЫБАНКУЛОВ.
Здесь необходимо сделать пояснение: Ернат Сыбанкулов - не кто иной, как нынешний прокурор Жамбылской области. Его супруга Жанна - дочка Щамщии Канаевой и по совместительству президент школы “Сенiм”.
- Хотя мы близкие родственники, но почти не общаемся, в гости друг к другу не ходим, но я знаю, что Ернат и Жанна живут в особняке в верхней части Алматы, - говорит Альфия Канаева. - Брата они к себе взяли дом охранять, но он там делал все, что нужно по хозяйству. При этом спал в сторожке у ворот, ел, что дадут. Виделись мы редко: я живу в поселке в пригороде Алматы, он же все время в городе. Иногда выбирался навестить отца. Нам никогда не жаловался, но папе рассказывал, что платили ему мало, по 2-3 месяца задерживали оплату.
Потом, как я поняла, Ернат его обидел, сказал что-то про бедных родственников, и Назар ушел. Вернулся домой к отцу, мы всей семьей собрались, стали думать, что с ним делать. Парню уже 30 лет, остался без работы, обслуживать богатых родственников - это не дело. Решили его женить, чтобы остался в доме отца. Мы этот дом, как переехали, строили 10 лет. Денег у нас больших никогда не было, все братья-сестры живут своими семьями, помогаем друг другу чем можем. На ремонт собрали, стали готовиться к свадьбе. И тут случилась эта кража...
7 июня Назар Канаев открыл квартиру, принадлежащую Щамщие Захаровне, и похитил более 40 драгоценностей, прихватив крупную сумму денег.
- С самого начала к этому делу было пристальное внимание со стороны правоохранительных органов Медеуского района, - вступает в разговор юрист Меиржан БАУЛАНОВ. - Следователи сразу начали давить на Курала КАНАЕВА - это племянник Назара, сын его старшего брата. Он тоже работает у тети в школе ее водителем, бывает у нее дома. Поэтому она сказала полицейским, что Курал мог быть причастен. Парень сказал Назару, что лучше наложит на себя руки, чем сядет в тюрьму. Поэтому Назар во всем сознался и вернул родственнице имущество.
- Конечно, нам было очень стыдно, что Назар решился на такой шаг, - продолжает Альфия Канаева. - Но у него был мотив - он действительно сильно обижен на тетю. Он ведь не сразу понял, что она его использовала как дешевую рабочую силу, хотя столько всего пообещала. Конечно, это его не оправдывает, он совершил преступление... Когда мы узнали, что кражу совершил Назар, вместе с отцом поехали к тете просить прощения. Моему отцу 80 лет, он ветеран труда, воспитал 12 детей, 10 лет живет без нашей мамы. Конечно, он как мог просил сестру, чтобы она не наказывала его сына. На поклон к тете мы ездили трижды.
Несмотря на просьбу родного брата, директор частной школы не стала прощать племянника. Более того, она потребовала у родственников возместить ей ущерб. И даже подсчитала, сколько именно.
- Во второй раз мы приехали уже все вместе - братья, сестры, - рассказывает Альфия. - Тетя нас поднимала одного за другим: так что ты мне хочешь сказать? Старший брат принес извинения, попросил простить парня. Тетя берет бумажку, пишет: так, с тебя 8 миллионов. Поднимает второго брата, выслушала его извинения: с тебя тоже 8 миллионов. Мы потом подсчитали, получилось, что наш долг - это больше 60 миллионов тенге (или 200 тысяч долларов)! Не знаю, откуда она взяла такие цифры. Говорит: мол, продавайте все квартиры-дома, собирайте эту сумму или сгною Назара в тюрьме. Даже если мы все продадим, таких денег не сможем собрать. А тетя уже начала нас обвинять: вы, мол, тут банда, меня ограбили, одна сестра ремонт себе сделала, вторая отдыхать ездила за границу - все это на мои деньги! В общем, разговор не получился...
- А потом те же 200 тысяч долларов появились в уголовном деле! - подхватывает разговор юрист Меиржан Бауланов. - Когда Назар вернул тетке украденные вещи и деньги, она все пересчитала вместе с дочкой Жанной. Причем пересчитывали под запись, включили видеокамеру. Точную сумму похищенного не называли. Арестовали парня в июле, а в сентябре Щамщия Захаровна заявила, что обнаружила пропажу еще 200 тысяч долларов! Якобы сначала она заметила, что пропали 22 миллиона тенге, а потом еще и 200 тысяч долларов исчезли. Честное слово, это смешно: она подает заявление в суд, требуя взыскать с преступника материальный ущерб, а в графе “сумма” пишет: “устанавливается”!
Судебные и правоохранительные органы слишком строго отнеслись к Назару, убеждены его родственники. Они предполагают, что тут не обошлось без вмешательства сверху.
- Парень пришел с повинной, признал вину, отдал все похищенные вещи и деньги, никогда ранее не был судим, не имел проблем с законом, - объясняет Меиржан Бауланов. - Но при этом его закрыли в СИЗО на время следствия. Потом, когда надо было продлевать арест, в деле появились эти 200 тысяч долларов. У нас убийцы и насильники под залог выходят, а Назара за кражу держали в изоляторе! Суд также рассмотрел гражданский иск, в котором изначально не было указано суммы ущерба (позже было установлено, что ущерб составил порядка 69 млн. тенге. - Ред.). Мы ходатайствовали о вызове в суд дочери Канаевой Жанны, она ведь ценный свидетель - при ней мама считала деньги и вещи, но ее не вызывают. Просим пригласить Сыбанкулова, поскольку он был работодателем подсудимого - тоже отказывают. Украденные вещи и деньги Назар принес в дом сына Щамщии Захаровны - его тоже в суд не приглашают! А вдруг они дали бы ценные показания, которые бы подтвердили, что у мамы не было 200 тысяч долларов? Выходит, Назару Канаеву не дали возможности защитить себя. А ведь именно из-за этих денег подсудимый не попал под амнистию. Да и условно-досрочно не выйдет, потому что не сможет погасить такой огромный ущерб…
30-летний Назар уже этапирован в колонию, где должен отбывать свой срок. Но его родственники не сдаются.
- Мы пойдем в Верховный суд, - говорит Альфия Канаева. - Может быть, хотя бы там нас услышат... Мы уверены, что эти 200 тысяч долларов брат не брал. Тетя просто решила наказать Назара, и я не понимаю, почему она так жестока. Ведь парень много лет пахал на ее школу, обслуживал дом дочери, охранял особняк зятя. А она сломала ему жизнь... Нашему отцу 80 лет, он плачет: я, говорит, Назара больше не увижу - не доживу до его освобождения…
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, из архива Альфии КАНАЕВОЙ и с интернет-ресурсов, Алматы