Клиника нашего городка
Врачи Аксуской центральной больницы восемь месяцев уверяли родителей грудной девочки, что она… мальчик!
Вопиющие ошибки тамошние эскулапы допускают частенько, и неудивительно, что пострадавшие пациенты обращаются в суд за возмещением вреда. Но директор медицинского учреждения Максат МУКАШЕВ обвиняет в больничных косяках… судью Аксуского горсуда Сауле ДОСЫБАЕВУ и даже написал на нее жалобу председателю Верховного суда. Судье этой, как уверяет доктор, неправедным путем удается заполучить себе все иски к больнице, чтобы насильно склонить врачей к мировому соглашению с пациентами.
Первую, лирическую, часть директорской жалобы, рассказывающую об особой ценности врачей для общества, мы опустим. Процитируем вторую: “Сфера медицины стала интересна для юристов, сутяжнические тенденции набирают обороты, также имеют место ситуации, когда, пользуясь юридической неграмотностью врачей, вынуждают больницы уладить конфликт, путем применения примирительных процедур с выплатой материальной компенсации. Вышеуказанная проблема коснулась непосредственно и ГКП на ПХВ “Аксуская центральная больница”. Хотелось бы отметить, что все иски о взыскании морального вреда, поступающие в Аксуский городской суд, попадают в производство только одного судьи - Досыбаевой С. Т., примечательно, что представителем истца выступает также одно и тоже лицо - Анисимова В. В., а прокурор Тусупбаева А. Л.” (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохранены. - Ред.). Далее Максат Мукашев в качестве примера называет номера трех дел и сообщает, что на самом деле их больше. Уверяет, что во всех рассмотренных судьей Досыбаевой случаях вина врачей не установлена и причинение вреда не доказано. “В этой связи, прошу Вас, поручить проверку всех гражданских дел, вынесенных судьей Аксуского городского суда Павлодарской области Досыбаевой С. Т. в отношении Аксуской центральной больницы, где представителем истца выступала Анисимова В. В. на предмет установления взаимодействия”, - просит директор.
Почитаем эти дела и мы. Сразу заметим, на всех процессах больницу представлял дипломированный юрист с высшим образованием. 20 марта 2012 года, к примеру, суд рассмотрел иск к больнице Зои САМАТАЕНКОВОЙ, которая 1 июля 2010 года родила в АЦБ сына. Суд установил, что роды стимулировали запрещенным к применению гелем, в результате врачебных манипуляций у мальчика оказались травмы шейного отдела позвоночника. К моменту судебного процесса, то есть почти через два года, ребенок был инвалидом, не мог сидеть, лежать на животе, держать голову, часто испытывал боли и судороги. Несчастная мать просила взыскать с больницы 30 миллионов тенге. Но в результате согласилась заключить мировое соглашение, по которому больница обязана выплатить полтора миллиона, провести сыну Саматаенковой Святозару бесплатную компьютерную томографию шейного отдела позвоночника и МРТ головного мозга и предоставить мальчику квоту на получение лечения в реабилитационном центре Астаны. Определение суда стороны не обжаловали, и оно вступило в законную силу.
17 января 2013 года судья Досыбаева частично удовлетворила исковые требования Заремы УМАРХАДЖАЕВОЙ. В октябре 2010 года девушке, которой на тот момент было 16 лет, подростковый врач АЦБ поставила диагноз фолликулярная ангина, острый бронхит, в то время как наличие в анализах мочи кетоновых тел и глюкозы указывало на сахарный диабет. В стационаре девушку принимать отказались, заявив, что у нее нет никакого бронхита, а просто ОРВИ, и отправили домой. За две недели, что врачи отмахивались от Заремы, она похудела на 18 килограммов, перестала ходить и в итоге попала в реанимацию в состоянии прекомы. Причем когда Зарему обследовали в детской областной больнице, выяснилось, что никакой ангины, бронхита и ОРВИ у нее нет, а все проблемы связаны с тем, что врачи проглядели сахарный диабет. Внеплановая проверка департамента комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК по Павлодарской области установила, что помощь девушке была оказана несвоевременно, что привело к ухудшению ее состояния. По решению суда АЦБ заплатила за моральный вред 300 тысяч тенге, обжаловать и опротестовывать определение не стала.
25 февраля этого года судья Досыбаева убедила больницу урегулировать спор в порядке медиации с Ниной БУТАКОВОЙ, мужу которой в АЦБ 24 апреля 2013 года диагностировали каллезную язву желудка. Оперировать мужчину вопреки установленному Минздравом протоколу лечения аксуские врачи не стали, прописав медикаментозное лечение в домашних условиях. Страдая от сильных болей, он целый год обращался в больницу, но доктора отправляли его восвояси, пока не довели до рака желудка. По результатам проверки департаментом комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности врачи за допущенные нарушения были привлечены к дисциплинарной ответственности. За смерть мужа Нина Бутакова изначально просила 10 миллионов тенге, но в результате медиации согласилась на миллион. Определение не обжаловано.
В этот же день судья рассмотрела еще один, пожалуй, самый шокирующий иск родителей, чьи данные мы называть не будем. 22 октября 2014 года у супругов К. в роддоме АЦБ родилась дочь, у которой оказалась врожденная дисфункция коры надпочечников. Из-за этого клитор девочки был увеличен, и врачи приняли его за половой член, объявив, что родился мальчик, и передали эти сведения в регистрирующий орган. Обследование ребенка не проводилось, его выписали домой с диагнозом двустороннее неопущение яичек. Дома бабушка, развернув кулек из роддома, сообщила родителям, что это девочка, но врачи АЦБ стояли на своем. Ребенок плохо кушал, срыгивал, постоянно плакал, не прибавлял в весе, был истощен и отставал в развитии. Потеряв веру в местных эскулапов, родители повезли “сына” обследовать в детскую областную больницу. Там наконец сделали УЗИ, обнаружили матку и яичники, назначили гормональное лечение, и состояние малышки значительно улучшилось. Родители за все насмешки, что им пришлось выслушать о своем ребенке “неопределенного пола”, хотели взыскать с АЦБ 10 миллионов тенге. Интересы больницы защищали целых три адвоката, и в результате медиации стороны согласились на 500 тысяч. Определение не обжаловано.
Стоит отметить, что аксуский юрист Виктория АНИСИМОВА (на снимке) действительно специализируется на гражданских процессах, связанных с оказанием медпомощи. И ее клиентам часто удается добиться возмещения морального вреда, причем не только у судьи Сауле Досыбаевой, что на фоне отечественной судебной практики и правда выглядит удивительно. Связано ли это с особым человеколюбием Аксуского горсуда или в Аксу действует группировка прокуроров, адвоката и судьи, вымогающая для больных детей бесплатную компьютерную томографию, покажет специально назначенная проверка.
Ольга ВОРОНЬКО, рисунок Владимира Кадырбаева, Павлодар