Кто же из них флюгер?
Павлодарцы живут в удивительном крае: приезд сюда одного чиновника может кардинально испортить экологию, а визит другого немедленно делает воздух чистым и свежим.
О том, что в промышленных Павлодаре, Экибастузе и Аксу, на которые приходится четверть всех вредных выбросов республики, воздух отныне следует считать одним из самых чистых, журналистам недавно сообщил директор созданного в регионе центра компетенций по экологическим технологиям Ахан ОМИРБЕК.
Хотя не далее как в феврале 2013 года назначенный на должность главного государственного экологического инспектора Павлодарской области, замначальника регионального департамента экологии Канат КАЛМАХАН официально признал критическим состояние экологии Павлодарской области, приведшее ее на первое место в республике по заболеваниям онкологией. Калмахан даже рассказал нескольким журналистам, что боится перевозить в Павлодар из Астаны своего ребенка.
- Я зимой приехал и сразу увидел, какого цвета здесь снег и какой смог стоит, - делился впечатлениями Канат Калмахан. - Красный цвет снега - это глинозем. Обязательно выясним и то, как грязные примеси в павлодарском воздухе, которых на каждого жителя области приходится 1,2 тонны в год (!), влияют на рост онкологических заболеваний.
И хотя впоследствии выяснилось, что детей у Калмахана нет, всех других своих позиций главный госинспектор держался стойко.
- Куда новые заводы (которые планировалось построить в Павлодаре. - О. В.), к примеру, будут сбрасывать сточные воды? - переживал он. - В озере-накопителе бывшего химзавода Былкылдак, на которое рассчитывают создатели СЭЗ, в донных отложениях 70 тонн ртути и высокая концентрация тяжелых металлов. Если туда пойдет вода с химическими примесями, использовавшаяся для производства той же серной кислоты (а там нужны будут миллионы кубов), то начнется непредсказуемая химическая реакция с выбросом в воздух канцерогенных веществ.
Но теперь ветер, судя по всему, переменился.
- Я сюда приехал из Алматы, - сообщил Ахан Омирбек. - Местные жители считают, что атмосфера в Павлодаре ужасная. Но замеры “Казгидромета” показывают, что по чистоте сначала идет Боровое, потом Щучинск, потом Талдыкорган и вслед за ними - Павлодар. У вас стабильно хорошая атмосфера, я вам это заявляю ответственно! Если сравнить с данными замеров городов, где действительно плохая экологическая ситуация на планете Земля - Шанхая, Пекина, Мехико, то превышение (там концентрации вредных веществ. - О. В.) по сравнению с павлодарской атмосферой будет в двадцать, тридцать, сто раз! Я в 90-е годы проработал в Усть-Каменогорске - по сравнению с Павлодаром там тоже действительно большие проблемы.
Особо специалиста возмущают публикации в прессе про озеро Былкылдак.
- В озере не такое количество ртути, как пишется в прессе, - сказал он. - Эксперты, которые проводили исследования на протяжении четверти века, установили, что на дне ориентировочно находится от 13 до 130 тонн ртути. Я склоняюсь к цифре 13 тонн. Дело в том, что все документы, которые мы изучили, однозначно свидетельствуют о том, что прямого слива ртути (из цеха по производству хлора и каустика методом ртутного электролиза. - О. В.) в накопитель никогда не производилось. Другое дело, что рядом с озером построено хранилище завода и там захоранивали жидкую и твердую фракции. Оно прямо на берегу находится, надежно защищено, опасности для окружающей среды не представляет.
Мой четко и громко заданный вопрос: “Нельзя ли уже, наконец, точно измерить, сколько в озере ртути, чтобы прекратить всяческие политические и экономические спекуляции на эту тему?”, директор центра компетенций предпочел не понять, ответив так:
- Ситуация постоянно находится под контролем компетентных органов, выделяются средства, в соответствии с которыми четверть века проводится мониторинг состояния воздуха, почвы, воды в озере и донных отложений. Мониторинг проводится не абы как, а в соответствии с программой, разработанной НИИ, в том числе и со стороны Франции есть участники.
Вот и верь после этого. Только кому?
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар