На работу - вплавь
В пригороде Уральска расположены два поселка, отрезанные от города рекой Чаган. Чтобы добраться в областной центр, людям приходится преодолевать реку в лучшем случае на пароме, а в худшем - вплавь. Да-да, и молодые, и даже пенсионеры раздеваются до трусов - и вперед. Несмотря на то что проблеме уже несколько десятков лет, ее решение в областной администрации пока не найдено.
Село Зеленое расположено в километре от пригородного поселка Мичурино. Несмотря на очевидную близость к городу, попасть туда не так-то просто: кроме километра проселочной дороги поселки разделяет река Чаган. Переправа здесь налажена паромная, возможна она только в теплое время года. Да и само слово “налажена” не очень уместно: паром старый, утлый. Больше пяти человек он не выдерживает, а трос, соединяющий берега, с начала только этого лета уже трижды обрывали моторки, которые гоняют по реке. В последний раз две недели, пока не собрали денег на новый, люди добирались до дома вплавь. Зимой паром стоит на приколе, а люди переходят в поселок по льду.
- У меня в этом году муж чуть не утонул, - рассказывает местная жительница Айгуль БЕКМУРЗАЕВА. - Мы шли с ним вместе, я прошла нормально, а он вступил в полынью, припорошенную снегом. Я услышала какой-то шум, обернулась и увидела только руки - сам он уже был под водой. Поползла по льду к нему, муж пытается выплыть, а лед под руками крошится, он мне кричит: “Не подходи - провалишься!” Схватила какую-то палку, протянула ему, кое-как сумели выбраться. Я плачу, а он смеется, говорит: счастье, что живыми остались!
Аналогичных историй здесь множество. Нет такого дома, где бы ни рассказали о чудесном спасении кого-то из родных. И, несмотря на опасность, люди продолжают ходить через лед, ведь фактически это единственный способ добраться в город.
Таких поселков в пригороде Уральска два: Зеленое и Садовое. Это бывшие отделения совхоза Плодоовощной. Ситуация в них одинаковая: большинство населения работает в городе, дети учатся в городских школах. Однако чтобы добраться до Уральска, ежедневно приходится рисковать жизнью. В Садовом помнят, как несколько лет назад при переправе утонули двое: мальчик-первоклассник и мужчина, который пытался его спасти.
- Мальчик упал в воду, мужчина полез его спасать. А трос лопнул и оглушил его. Оба погибли, - вспоминает трагедию местный паромщик.
Несмотря на опасность, люди продолжают пользоваться утлыми конструкциями. Паромные переправы дышат на ладан, но другого способа добраться в город нет: вокруг сплошное бездорожье.
- Летом те, у кого есть машины, могут добираться по грунтовке до трассы, а там уже до города. Зимой - только если расчистят дорогу. А осенью и весной к нам проехать вообще невозможно, только на УАЗе или тракторе, - говорит один из жителей поселка Садовое.
Тем, у кого личного автотранспорта нет, приходится еще хуже. Пешком до трассы больше десяти километров. Там, если повезет, можно поймать попутку. А не повезет -
еще километров десять до окраины Уральска, где можно сесть хоть на какой-нибудь автобус.
Есть еще, правда, “ГАЗели”. По одной на поселок. Они забирают сельчан рано утром и довозят до города. Сколько может набиться народу в 11-местную машину? До 20 человек! Но все равно на всех мест не хватает.
- Парень на “ГАЗели” - человек обязательный, - говорит жительница села Зеленого Наталья МАКАРОВА. - До него один работал - то приедет, то нет. А этот каждый раз по расписанию. В 7 утра в город, в 6 вечера - обратно. Но в “ГАЗель” все не могут поместиться. Поэтому остальные уходят на паром.
Паромщица Елена БОРОДКИНА в поселке Зеленое одна из самых уважаемых людей. Без тети Лены можно часами стоять на берегу, чтобы переправиться на другую сторону.
- Например, уехали женщины в город молоко продавать или еще что. Паром на той стороне оставили, - объясняет Елена Сергеевна. - Пока кто-то оттуда обратно не приведет, отсюда тоже никому хода нет. Недавно вон парень возвращался из города вечером, парома нет на берегу. Он поплыл и в сумерках не увидел в воде рыбацкую сеть. Хорошо, там на берегу компания отдыхала. Он кричать стал, они услышали, помогли выбраться.
Тетя Лена несет вахту с раннего утра часов до 11. Потом приходит на работу в обед и последний выход вечером, когда люди начинают возвращаться домой с работы. Одна поездка на пароме стоит 20 тенге.
- Работа тяжелая, что говорить, - рассказывает женщина. - Трос приходится тащить руками, а он весь в зазубринах. Бывает, прихожу к парому, а он на другой стороне. Переплываю и перевожу его на место. А что делать?
Выходом из ситуации могли бы стать пешеходные мосты. Однако на их строительство в бюджете области никак не могут найти средств.
- Проектно-сметная документация на пешеходный мост уже готова, - рассказал аким Мичуринского сельского округа Беккали БЕРЖАНОВ. - Сейчас идет процедура вскрытия конвертов, и в августе мы начнем строительство моста.
Однако сельчане обещаниям акима не верят уже давно.
- Осенью он говорил, что вот-вот начнут строить. Потом приезжал, сказал, что начнут строить в марте. Теперь на август перенес. В августе скажет, что в следующем году будут строить.
Заместитель акима Зеленовского района Амангельды ТУГУЗБАЕВ говорил, что проектная стоимость моста из Садового в Асан составляет 35,5 млн. тенге, а ПСД моста из села Зеленого в Мичурино - 56 миллионов. Разница в стоимости из-за того, что в Зеленом сильно различается высота берегов. Для районных бюджетов 35 и 56 миллионов -
деньги непосильные, поэтому уповать приходится только на областной бюджет. Однако в нем на нужды сельчан денег найти пока не могут. В то же время в городском парке уже шестой год строят пешеходный мост через ту же реку Чаган. Этот долгострой был начат еще при акимстве Бактыкожи ИЗМУХАМБЕТОВА в 2011 году. На конструкцию угрохали 166 млн. тенге бюджетных средств, однако вскоре после начала строительства выяснилось, что этих денег мало, и проект заморозили. Бактыкожа Измухамбетов из ЗКО плавно переместился в кресло атырауского акима, а его дело продолжил Нурлан НОГАЕВ. Недостающие для строительства средства - размер дополнительных вливаний не озвучивается - выделили разработчики Карачаганакского месторождения, и мост фактически достроили. Правда, официально так и не открыли, так как переходить по нему пока некуда: на другом берегу Чагана заросли камыша и деревьев. Кому был нужен этот мост в никуда, до сих пор остается загадкой. Но факт в том, что на средства, потраченные на его строительство, можно было бы построить как минимум три моста, по-настоящему необходимых людям, ежедневно рискующим жизнью при переправе.
Отвечая на запрос “Времени”, в акимате Зеленовского района сообщили, что бюджет изыскал часть средств на строительство двух пешеходных мостов.
- На строительство данных объектов из бюджета необходимы денежные средства в село Зеленое на строительство вантового моста в размере 55 млн. тенге и в село Садовое -
в размере 35 млн. тенге, - сообщили в аппарате акима Зеленовского района. - На сегодняшний день выделены средства из районного бюджета: на строительство моста в селе Зеленом - 21,123 млн. тенге, на вантовый мост в селе Садовом - 21,124 млн. тенге
Несмотря на то что средств явно недостаточно (для зеленовского моста выделенная сумма даже меньше половины того, что необходимо), в августе все равно обещали начать строительство. На какие средства и когда его будут заканчивать - вопрос пока открытый.
Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск