Всё твоё ношу с собой
Костанаец Араик БОЗОЯН (на снимке), три года назад оправданный по сфабрикованному уголовному делу, требует найти и наказать следователя, который вел его дело и… пользовался изъятыми в качестве вещдоков деньгами и личными вещами подозреваемого. Однако силовики делают вид, что не могут найти доказательств вины проворовавшегося пинкертона.
Бозоян угодил в петропавловское СИЗО еще в 2010 году и провел в нем 1,5 года. Однако в конце 2011-го суд присяжных оправдал его, установив, что Бозоян стал жертвой махинаций сотрудников финполиции.
Немного об истории вопроса. Бозоян в то время представлял костанайское предприятие “Анис”, которое выиграло конкурс на ремонт 15-километрового участка дороги в Северо-Казахстанской области. Работа у приезжих сразу не задалась. Их взяли в оборот финполовцы, потребовавшие взятку в сумме 6 млн. тенге. Силовики прижали бизнесменов так крепко, что те, поторговавшись, все же сочли за благо откупиться. Но при передаче первого “транша” операм они же и задержали Бозояна с поличным как махрового взяткодателя!
Полтора года отсидки в СИЗО для Араика закончились оправдательным приговором, так как в суде выявились поразительные доказательства совершенной против него провокации. Чего стоила одна только приложенная к делу видеозапись, на которой финполовцы требуют деньги, а Бозоян просит их умерить аппетиты…
В итоге история обернулась против блюстителей закона, которые годом позже после описываемых событий были осуждены за ложный донос и служебный подлог, однако несколько человек сумели выскочить из нее чистенькими. Бозоян до сих пор не может понять, как удалось избежать хоть какого-то наказания бывшему прокурору Северо-Казахстанской области Аскару ДОСЕКЕНОВУ, который сквозь пальцы смотрел на следственный беспредел и игнорировал все жалобы арестованного. Но особенно пострадавший бизнесмен удивляется, почему следователь Жанат АМАНГЕЛЬДИНОВ (фамилия изменена), который вел дело Бозояна, в итоге оказался вообще как бы ни при чем.
- Вы понимаете, у меня при аресте изъяли деньги, вещи, банковскую карту, телефон, талоны на бензин, - перечисляет Араик. - Конечно, все эти вещественные доказательства, как положено, находились в распоряжении следователя. Ни у кого больше доступа к ним быть не могло. И вдруг, еще находясь в СИЗО, я узнаю, что с моего телефона следователь звонит моей девушке в Костанай с угрозами! А потом выясняется, что он пользовался моим мобильником, как своим, постоянно. Он запросто тратил деньги с моей банковской карты. А однажды пришел на допрос в СИЗО, и я вижу - на нем мой ремень! Ну, это вообще уже за гранью. Я ему тогда прямо сказал: “Ты, дармоед, если будешь и дальше так себя вести и девушке моей угрожать, я тебе ноги из задницы вырву!” А он нагло так посмеялся мне в глаза и сказал, что лет через 10 мне будет уже не до того. То есть он был абсолютно уверен в том, что меня посадят, и был уверен в своей полной безнаказанности.
Все, о чем говорит Бозоян, опровергнуть крайне сложно. По его жалобе зафиксированы переводы денег с изъятой следствием банковской карты и ее использование при покупках в магазинах, совершенных во время нахождения Бозояна в СИЗО. Также установлено, что изъятый у подозреваемого телефон вместо того чтобы лежать в сейфе следователя, активно использовался и “блуждал” по Петропавловску. И даже то, что с телефона Бозояна была переведена тысяча тенге на телефон следователя! Девушка Бозояна подтвердила факты звонков, совершенных следователем Амангельдиновым с телефона Бозояна, с угрозами, но… Всего этого павлодарским следакам и прокурорам, как говорится, “маловато будет”, чтобы установить вину.
Бозояну так и ответили: “Производство по уголовному делу приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого”.
- Я хожу по замкнутому кругу, - говорит мой собеседник. - Пишу в Генпрокуратуру, там соглашаются с моими аргументами и отправляют дело для возобновления расследования в Петропавловск. А там делу дают укорот! За все время добиться удалось лишь наказания следователя за волокиту. Но с его же решением о приостановлении производства по делу прокуратура Северо-Казахстанской области вновь и вновь выражает согласие! Я продолжаю жаловаться. Однажды они мне написали: “Провести повторную проверку по вашему делу невозможно, так как оно отправлено в Генпрокуратуру”. Я сижу и думаю: если это дело ушло в Астану, то почему мое заявление оттуда направлено в СКО? Опять волокита, да такая, что концов уже не найти!
На днях Араик Бозоян дозвонился по телефону доверия в Генпрокуратуру и в ходе разговора получил совет вновь собрать пакет документов, необходимых для возобновления следственных действий и отправить его заказным письмом в Астану. Он так и сделал и теперь надеется, что в главном надзорном органе страны наконец отнесутся к этой истории внимательно и не перешлют пакет опять в Петропавловск.
- Там, в СКО, правды не найти, - уверен Бозоян. - Я уверен, что дело не расследуется должным образом благодаря какому-то давлению и связям. Ну как это так? Все мое имущество, что находилось в финполиции, пропало, и они не могут понять, кто это сделал?! По моему уголовному делу работал всего лишь один следователь, и все вещдоки хранились в его сейфе. Кто мог туда залезть и вскрыть пакет с вещдоками? Я считаю, никто, кроме самого следователя. А по версии петропавловских следователей получается, что кто угодно! Но так не пойдет, я от своих требований не отступлюсь…
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай