Мёртвое дело
В Усть-Каменогорске госорганы проявили поистине библейские чудеса: умудрились сначала похоронить, а затем оживить пенсионерку Марию БАЛАГАНСКУЮ. А чтобы бабушку признали живой, госмужи посоветовали ей... обратиться в суд и перед служителями Фемиды явить чудеса самовоскрешения!
Все началось с обычного звонка. 85-летней Марии Балаганской, по ее словам, позвонили домой из центра выплаты пенсий и очень сухо сообщили: “Заберите деньги на погребение Марии Балаганской. Сроки уже проходят...”
Бабушка как стояла, так и рухнула как подкошенная: с утра она не сомневалась, что жива, а тут такие новости... Попыталась слабеющим голосом расспросить звонившего из госконторы, как же так вышло, да только ей лишь повторили просьбу явиться за похоронными и положили трубку.
Впрочем, в первую очередь старушку интересовала даже не жуткая курьезность ситуации, а будущие последствия. Ведь если Мария Балаганская мертва по документам, значит, летаргический сон ожидает и ее пенсию - сколько чиновники будут разбираться, прежде чем выяснят, что почить в бозе бабушка не собиралась? На что жить все это время?
- Звонившая девушка из центра по выплате пенсий сказала, что пенсию мне выдать не смогут, пока по базам данных я числюсь умершей, - вспоминает пенсионерка.
На воскрешение Марии Балаганской потребовалось нескольких недель. Пенсионерка, несмотря на преклонный возраст, решила сама пойти по инстанциям и доказать, что живее всех живых.
Обратилась в РАГС, где документально подтвердили, что Мария Антоновна жива. Однако сведения из РАГСа не смогли поколебать уверенность госслужащих в том, что гражданка Балаганская недавно отошла в мир иной.
- В ГЦВП потребовали принести справку из ЦОНа, я пришла туда, но мне ответили, что ничем не могут помочь, - рассказывает Мария Антоновна. - Тогда я обратилась в полицию. Пришлось написать заявление, что я, Балаганская Мария Антоновна, живая, и приложить документы. Более нелепого документа я никогда не писала.
Но полный абсурд сложившейся ситуации ждал Марию Антонову впереди.
- В результате работники правоохранительных органов посоветовали мне подать заявление в суд и там доказывать, что я не умерла, - дивится бабушка. - Я даже опешила: как мне предлагается это доказать? Каким таким способом? Я живу одна, передвигаюсь с трудом. Куда мне на старости лет по судам бегать? И потом, на что бы я жила во время судов без пенсии?
Примечательно, что, после того как журналисты проявили интерес к теме, в гости к воскресшей пожаловали стражи правопорядка.
- Участковый сам приехал ко мне и пообещал все уладить, - поведала собеседница. - Он помог собрать необходимые справки, ошибку исправили, и мне выплатили пенсию.
В выплатном центре рассказали, что здравствующих граждан нередко документально отправляют в мир иной.
- Такие случаи бывают, - пояснила журналистам специалист областного филиала ГЦВП Фарида БАКИЖАНОВА. - В случае с Марией Балаганской из РАГСа поступили сведения, что бабушка умерла. Но в базе данных не была указана дата смерти. Чтобы уточнить информацию, мы связались с пожилой горожанкой. В случившемся нет вины работников ГЦВП. На данный момент ошибку устранили.
Впрочем, даже после того, как Мария Балаганская “воистину воскресла”, ее злоключения не закончились.
- После этого случая я твердо решила уйти жить в дом престарелых, - делится Мария Антоновна. - Страшно стало: вот так объявят тебя мертвой, а ты даже доказать ничего не сможешь без помощи других людей.
Пенсионерка решила не терять времени и стала собирать документы, чтобы переехать в богоугодное заведение. Шутка ли: бабушку воскресили далеко не во всех госконторах!
- В ЦОНе мне сказали, что по базам данных я все еще числюсь умершей, - сетует Мария Балаганская. - Я предъявила удостоверение личности, больничную карточку и справку из РАГСа, что я живая. Оператор центра сказала, что этих документов недостаточно. Теперь я просто не знаю, что делать.
Свет в конце тоннеля забрезжил лишь тогда, когда к документальному “воскрешению” Марии Антоновны приступил лично директор ЦОНа.
- Ошибочные сведения содержатся в базе данных миграционной полиции, - рассказал журналистам директор ЦОНа по ВКО Азамат ЕСЕМБУЛОВ. - На сегодняшний день сотрудники этой службы уже отправили запрос в МВД РК о внесении корректировок. В течение 10 дней данные будут обновлены.
И только 22 октября госслужащие наконец нанесли визит Марии Балаганской. Прибыли с извинениями, но без ответа на главный вопрос: кто виноват?
- Я лично от себя и от лица коллектива приношу извинения за причиненные неудобства, - обратился к Марии Антоновне заместитель руководителя ГЦВП Нурлан КЫСТАУБАЕВ (на снимке) и вручил бабушке букет цветов. - Не переживайте, никаких проблем с выплатой пенсии у вас не возникнет, ошибку устраняют.
Однако так и осталось неясным, по вине какого ведомства Марию Балаганскую документально отправили в мир иной. Чиновники решили сохранить интригу.
- Ошибка возникла в базе данных физических лиц, - сообщил Нурлан Кыстаубаев. - Базу составляет уполномоченный орган. Какой? Этого я сказать не могу.
Впрочем, Мария Антоновна во всей этой почти мистической истории решила проявить христианское смирение и попросила не наказывать строго виновников абсурдной опечатки. Хочет лишь разобраться, кому в госорганах дано предрешить: жить человеку или умереть?
Евгений ФОМИНЫХ, фото Виктора АБАКУМОВА, Усть-Каменогорск