4861

Давай поженимся!

Аул Ушбулак расположен в предгорьях Джунгарского Алатау.

В нашей стране с преобладанием женского населения мы обнаружили место, где много-много женихов! 

Говорят, что там каждый пятый мужчина свободен: либо не женат, либо разведен, либо вдовец. Как выяснилось, живут холостяки в отдаленном ауле Ушбулак.

В командировку меня провожали как на войну: мол, вдруг не вернется? Ведь там целый аул неженатых парней!
От райцентра Ушарал до аула Ушбулак ровно 130 километров. Всего в Ушбулакском сельском округе проживают 1300 человек. Есть одна средняя школа, библиотека, почта и сельский клуб, правда, здание его требует капитального ремонта.
Местные жители говорят, что зимняя дорога в Ушбулак лучше. Она похожа на сказку - с красиво заснеженными деревьями и гладким полотном ледяной дороги, которая скрывает многочисленные ухабы и ямы.
Деревня хоть и расположилась в живописном уголке, но уютной не выглядит. В глаза сразу бросаются разобранные дома с заколоченными окнами. Людей красотами Джунгарского Алатау, альпийскими лугами и земляничными полями не удержать.
- А это правда, что в вашей деревне что ни парень, то холостяк? - интересуюсь у первой встречной сельчанки, представившейся мне Ажарой ТОКПАНОВОЙ (на снимке).
- Женихи, что ли? - улыбается она. - А что, наберется с десяток: Женька, Юра, Леша, Сашка, Сергей, Васька, Володька, Дидар…
- Почему не женятся, девушек нет? - спрашиваю я.
- Видать, выбирают... Парни-то они хорошие, да вот свою любовь еще не встретили. Не повезло им по жизни, - улыбается женщина.
Ажара стала перечислять лучшие качества ушбулакских женихов.
- Дидар - хороший парень, в лесхозе работает. Красив. Умен. Да вот никак свое счастье не найдет. Братья БЕЗРОДНЫЕ так вообще трудяги. С утра до вечера на поле спину гнут. В доме хозяйка нужна, да вот хороших девушек молодыми разобрали. Знатному холостяку Ваське ПИЛЬГУНУ кого только не сватали - ни одна из барышень в сердце ему так и не запала, - вздыхает моя собеседница. - Чтобы не пропасть поодиночке, мы раньше собирались вместе. Помогали друг другу. Пока я не встретила своего суженого - парня-оралмана.
Два года назад Ажара стала мужней женой, и теперь проблемы холостяков ее мало интересуют. Она доит коров, которых подарил ей любимый, и продает молоко в райцентре.
Дорогу к дому Василия Пильгуна указали местные бабушки, при этом причитая, что он, дескать, мужик золотой - трактор водит, лихо ездит на лошади, косит сено, сам хозяйство ведет, найти бы ему женщину, которая его полюбит, несмотря на его изъян. Дело в том, что 35 лет назад Василий получил в армии сильное обморожение и лишился обеих рук.
Василия мы застали как раз в тот момент, когда он перестал рубить дрова и сел на перекур: ловко насыпал на кусок газетной бумаги горстку махорки, лихо закрутил, языком заклеил, зажег спичкой и закурил. Я прямо-таки восхитилась его ловкостью!
Василий улыбнулся:
- Врачи мне поставили диагноз - инвалид, недееспособный на всю жизнь. А я на диване валяться не стал. Рук нет, но зато желание трудиться есть! С тем, что есть, - показывая культи, говорит Василий, - можно кучу дел, без базара, сделать.
“Без базара” - это его любимое выражение, настоящий девиз по жизни: меньше слов, больше дел.
- Научился копать землю. Привязываю к руке лопату - и вперед. Сажаю картошку, помидоры, лук, - перечисляет наш собеседник.
Когда речь заходит о невестах, Василий все отшучивается. Сейчас по дому ему помогают друзья-односельчане, но от хорошей жены, говорит он, еще никто не отказывался.
Прощаясь с Василием, я направляюсь в дом к ПИЛИПЕНКО. Местные бабушки-старушки проговорились, что там на две хаты живут три холостяка.
- А что тут рассказывать? - вздыхает отец семейства Николай Пилипенко. - В доме два сына - старший Толя и младший Вася. Оба неженатые. Благо хоть один внука успел родить.
- Чего не женитесь? - спрашиваю братьев.
- А вы не замужем? - пытается заигрывать младший. Уловив мое легкое смущение, весело продолжает: - В деревне свободных девушек нет. Кто был, уехал. Есть виды на девчат из чужих поселков, но кто поедет в такую глушь?
- Село на отшибе, работы нет. Калымим на полях соседних хозяйств, - добавляет Анатолий Пилипенко. - На мои заработанные деньги могу в деревне четыре дома купить, да вот зачем оно, если невест нет. А собственное счастье хочется найти.
По словам парней, в селе рождае­мость падает. В школе недобор детей. В этом году 10-11-х классов нет, 9-й класс на грани закрытия. Всего четыре ученика обучаются. Одни старики да старушки остались.
Даже 70-летний Николай БРАГИН, сосед Пилипенко, мечтает о семье. Несколько лет назад он похоронил жену, а дети разлетелись кто куда.
- Мне участковый инспектор жену нашел. Я хотел даже жениться. Да вот только она живет на станции Дружба. Сюда переезжать не хочет. А мне куда в моем возрасте менять прописку? - горюет дедушка.
А вот одного из женихов помоложе, похоже, скоро увезут в областной центр. Мне показали чистый аккуратный домик со спутниковой антенной, где рядом в сарае кудахтали куры, во дворе паслись гуси и пара коров, лежало заготовленное на зиму сено. Сообщили, что летом в деревню приезжала барышня из Талдыкоргана. Увидела хозяина этой сельской идиллии - и запала на него. Говорят, и он влюбился. Жениться собирается и, скорее всего, уедет к ней.
Чтобы получше узнать о жизни в деревне, встретилась я и с местными аксакалами. Нашу встречу гостеприимно помогла организовать в библиотеке при Доме культуры библиотекарь Кульпан УЗАКБАЕ­ВА. Старожилы наперебой рассказывали, как им сейчас живется хорошо, что программа “Ак булак” хоть и не дошла до них, но вода у всех есть, улицы освещены и залатаны, поля все засеяны зерновыми. Гордятся ушбулаковцы и своими героями. Живым Максутом НУРИМАНОВЫМ и погибшим героем-панфиловцем Григорием БЕЗРОДНЫМ.
Упомянули аксакалы и о казахской Скарлетт - Баршагуль САЯТОВОЙ, которая решила обосноваться в их краях. Весной она намерена засеять под зерновые порядка 3 тыс. га. Сейчас на ее полях кипит работа - тракторист с 40-летним стажем Владимир БУГАЕВСКИЙ и его два брата поднимают зябь. Механизаторы трудятся в две смены.
- Эти земли не пахали 15 лет. Рассчитываю получить хороший урожай, - говорит землевладелица Баршагуль.
Захочет ли еще кто-нибудь из девушек, как Баршагуль, уехать в глубинку - ради бизнес-проектов или в поисках семейного счастья? На самом деле, здесь все есть и для того и для другого - нашлись бы только женщины, готовые изменить свою жизнь.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган - Ушарал - Ушбулак

Поделиться
Класснуть