19977

Университет миллионов

Выпускница КазНУ Асель Кыдырбай: Чтобы заплатить долг университету, некоторые студентки пошли на панель!

Как уже писала наша газета (см. “Платишь половину - диплом в подарок!”, “Время” от 4.7.2015 г.), десятки выпускников КазНУ им. аль-Фараби не могут получить дипломы из-за финансовых махинаций в стенах своей альма-матер. Они годами исправно платили за свое обучение, но неожиданно выяснилось: деньги пропали. В многомиллионных хищениях подозревают трех бухгалтеров университета.

Студенты старейшего вуза в растерянности: то ли заново оплачивать обучение, то ли ждать окончания расследования. Лишь выпускница факультета международных отношений Асель КЫДЫРБАЙ уже спланировала свое лето - она собирается подать в суд на КазНУ за оскорбление чести и достоинства.
Имя Асель широкая общественность узнала, когда всплыла история с махинациями в крупнейшем вузе страны. Пресс-служба КазНУ тогда распространила официальное заявление, переложив всю ответственность на прежнее руководство. Якобы все три бухгалтера, находящиеся в данный момент под арестом, были приняты на работу в бытность ректором Бакытжана ЖУМАГУЛОВА. В том же пресс-релизе было указано и имя Асель Кыдырбай - по версии вуза, девушка участвовала в бухгалтерских махинациях, и в данный момент следствие подозревает ее в присвоении денег других студентов.
Наш корреспондент встретился с Асель.
- О том, что наши деньги пропали, нам объявили перед зимней сессией, - вспоминает девушка. - На каждый факультет пришел список должников. Ни декан, ни зам­декана ничего не знали, просто отправили нас в 603-й кабинет ректората. Там нас ждала Рая Калмурзаевна (ЖУСУПОВА, начальник управления бухгалтерского учета и отчетности. - М.К.). Она сказала, что три бухгалтера - Балауса НУРЛАН, Сауле ЖЕКЕНОВА и Диана ТУРСЫНБЕКОВА - присвоили наши деньги, их уже уволили, но нам придется оплатить учебу еще раз. Нам велели уточнить свой долг. У меня сначала было 300 с лишним тысяч, потом насчитали 600 и в конце концов - два миллиона. Это при том, что я только один семестр за четыре года училась на платном отделении! Я сначала поступила на грант на экономику. Отучилась семестр и перевелась на международное право. Там мне насчитали разницу в предметах - 669 тысяч тенге. Вот тогда я и познакомилась с бухгалтером Балаусой. У нашей семьи были финансовые трудности, мы смогли оплатить сначала только 50 тысяч тенге. Я принесла квитанцию в ректорат, а она мне сказала, что я могу получить скидку, поскольку учусь хорошо. Подсчитала, что я могу отдать 502 тысячи, если принесу наличные. Я принесла эти деньги, после этого меня перевели на другое отделение. Потом меня перевели на грант, и все - больше за обучение я не платила. Представьте мое состояние, когда мне сказали, что я должна 2 миллиона! Тогда группа студентов (и я в том числе) написала заявления в ДВД Алматы.

- В заявлении КазНУ указано, что вы лично участвовали в махинациях - помогали обналичивать деньги университета. Это правда?
- Тогда же, в 2011 году, Балауса Нурлан позвонила мне и сказала, что по ошибке скинула мне на счет чужие деньги. Попросила снять их в банке и принести. Я так и сделала. После этого она сказала, что раз она мне сделала скидку, то я должна ее “отработать”. Мне в банк еще три раза переводили деньги, в общей сложности
1 миллион 435 тысяч тенге. Я снимала их и отдавала бухгалтеру, она при своих коллегах их принимала и пересчитывала. Я знаю, что и других студентов использовали так же. Когда я перешла на второй курс, то отказалась им помогать, а других они просили. Только в моей группе четверо получили скидку. Это была официальная скидка - детям из многодетных и малообеспеченных семей и отличникам. И вдруг нам говорят: это все махинации, мы должны платить заново, угрожают, что мы все сядем в тюрьму, в лучшем случае не сможем устроиться на госслужбу... Почему нас пытаются сделать преступниками? Мы потом в ДВД с однокурсниками встретились - оказалось, что не четверо получили скидку, а десятки, сотни! И выходит, все мы преступники, соучастники? Следователь в ДВД мне сказал: вы не подозреваемая, а потерпевшая по этому делу. Как только завершится расследование, буду подавать в суд на КазНУ: у меня украли деньги, а потом еще и опорочили мое имя на всю страну!
- Вы в итоге заплатили во второй раз?
- С декабря по март нам каждый день звонили из ректората, говорили, что отчислят, что мы останемся без дипломов, что нас в другие вузы не переведут и так далее. В итоге мне велели заплатить половину 600-тысячного долга. А когда принесла 300 тысяч, сказали заплатить еще 100. Что делать - заплатила. После этого мне сказали, что раз у меня есть 400 тысяч, то и оставшуюся сумму я смогу отдать. Я не выдержала и написала заявление в прокуратуру Алматы. Меня вызвали в ректорат к советнику ректора Амирхану ЕСТАЕВУ. Он пригрозил, что меня посадят на 15 лет, что я буду соучастницей преступления и так далее. Я записывала все разговоры на диктофон, у меня все записи есть. Следователю ДВД Жанату НУРМАКИНУ я дала такие же показания.

- Вам уже выдали документ об окончании вуза. А ваши однокурсники дипломы получили?
- Тех, кто заплатил, допустили к экзаменам, потом к защите диплома. Мне, когда диплом выдавали, сказали: больше не ходи в СМИ, не поднимай шум. Но мне жалко моих однокурсников! У них просто нет денег, чтобы во второй раз заплатить за обучение. Я знаю, что есть девушки, которые были вынуждены заняться проституцией, чтобы выплатить этот долг. Сейчас осталась группа выпускников, которым просто неоткуда взять эти миллионы. Они в отчаянии... При этом мы знаем, что к разным студентам в КазНУ разный подход. Один наш одногруппник приехал в Казахстан из Афганистана. Его деньги тоже пропали, но он второй раз не платил: видимо, в университете не хотят, чтобы скандал вышел на международный уровень. Ему простили долг - и все... А есть другой пример: парень не смог зимой заплатить 1,3 миллиона тенге. Его в итоге “оставили на лето” - то есть назначили летнюю пересдачу экзаменов, за что надо заплатить еще 83 тысячи тенге. То есть его не допустили из-за старого долга, а потом повесили новый! Что делать в такой ситуации? Поэтому мы вынуждены бороться со своим вузом. Сейчас хотим поехать в Астану, встретиться с депутатами - может, они нас возьмут под защиту...
- Вы не пытались обсудить проблему с ректором Галимкаиром МУТАНОВЫМ?
- Он нас не принимает. Мы и на прием записывались, и в ректорате его ждали. Один раз только повезло: к нам приехали журналисты с одного телеканала снять сюжет о нашей ситуации. И тут как раз к ректорату подошел Мутанов. Мы подбежали к нему, окружили, стали спрашивать, где наши деньги, где наши дипломы. Он от нас убежал, а камера это все сняла! Не знаю, почему-то это не показали в новостях... Не думаю, что ректор захочет нам помогать - за полгода он даже не нашел времени встретиться с нами...

Михаил Козачков, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть