22918

Дело о трубке,

или За что посадили КОЖАМЖАРОВА-младшего?

Отпрыск высокопоставленного чиновника, совершивший особо тяжкое преступление, осужден на пять лет

Преступление из разряда криминальных курьезов совершил следователь республиканского финпола Талгат ЖАНАЙДАР, ранее носивший фамилию КОЖАМЖАРОВ (на снимке). Старшему лейтенанту так понравился смартфон одного из подозреваемых, что он попросил сдать его для проведения следственных действий. Но при этом “забыл” оформить как вещественное доказательство и в течение двух месяцев сам пользовался симпатичным вещдоком...

...Весной 2014 года тогда еще Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью возбудило уголовное дело в отношении целой группы мошенников, промышлявших махинациями с кредитами на бытовую технику. Схема была достаточно простая: найти обычного лоха, чтобы на него оформить заем в магазине по продаже электроники. При покупке телевизоров-холодильников банк одобряет сделку максимально быстро. А человеку, бравшему на себя риски, обещали своевременно погашать задолженность и давали небольшую сумму - от 50 до 300 тысяч тенге. Представьте, желающих взвалить себе на шею заведомо невозвратный кредит нашлось предостаточно: только по одному уголовному делу прошли десятки жителей Акмолинской области, на которых были оформлены товарные займы на сотни миллионов тенге! Руководили преступной схемой некие Асемгуль АЙТБАЕВА и Максим РАССОХИН, а поставкой “клиентов” занималась предпринимательница Лилия ОТТ. Интересно, что в большинстве случаев жертвами мошенников оказались ее земляки-соплеменники с Акмолинщины. Активную роль в махинациях играли два менеджера одного банка, который как раз и помогал продавать технику в столичном торговом центре “Хан-Шатыр”.
Чтобы установить всех потерпевших и подсчитать общий ущерб, им нанесенный, понадобилось несколько месяцев. Впрочем, о масштабах деятельности ОПГ лучше всего говорят покупки, сделанные преступниками. Айтбаева приобрела себе квартиру в новостройке, оформив ее на сестру, а Рассохин стал владельцем новенькой “тойоты камри”. Трудно точно сказать, на что рассчитывали мошенники - ведь с самого начала было понятно: рано или поздно за ними придут. В итоге так и получилось: финпол сумел распутать непростой криминально-кредитный клубок и установить участников группировки. В итоге все пятеро фигурантов получили от 3 до 5 лет лишения свободы.
Среди тех, кто вел расследование, был и молодой старлей Талгат Жанайдар. В марте 2014 года он был переведен из павлодарского департамента АБЭКП в следственный департамент республиканского агентства. Для 27-летнего парня это был невиданный карьерный скачок, видимо, вскруживший голову молодому следователю...
В апреле 2014 года Талгат Жанайдар вызвал в финпол подозреваемого Максима Рассохина и попросил привезти с собой его мобильный - айфон 5, для того чтобы проверить контакты. Рассохин, разумеется, выполнил требование - он приехал в агентство и прямо в фойе отдал следователю смарт­фон. Каково же было удивление Максима, когда при ознакомлении с делом он не обнаружил в списке вещественных доказательств своего мобильника! Следователь проверил контакты, а потом запер трубку в сейф, якобы забыв оформить все документы должным образом. Рассохин тут же написал заявление - и уголовное дело было возбуждено уже в отношении Жанайдара. Телефон у него изъяли, причем, как утверждают сотрудники собственной безопасности финпола, он действительно лежал в сейфе.
Однако детализация телефонных звонков показала: старший лейтенант не просто хранил гаджет в своем кабинете, но и активно им пользовался. Пятый айфон на тот момент был самой последней моделью Apple, и обладание им делало любого человека крутым. Видимо, именно поэтому следователь брал мобильник с собой в поездки, когда мотался к родственникам в Павлодар и выезжал за город. Также выяснилось: ни один из начальников не просил следователя изымать мобильный телефон Рассохина. Версия старшего лейтенанта, что он неоднократно пытался вернуть трубку, не нашла своего подтверждения - полицейский точно знал, где жил владелец телефона, на тот момент находившийся под домашним арестом, но почему-то ни разу за три месяца до него не доехал.
Следствие расценило действие Талгата Жанайдара как превышение служебных полномочий. Под суд он пошел по страшной 308-й статье - то есть по подозрению в совершении тяжкого преступления. И в Алматинском райсуде №2 города Астаны молодого следователя не пожалели, приговорив к пяти годам лишения свободы и лишив звания старшего лейтенанта. Вы, конечно, не поверите, но незадачливому финполовцу не помогла даже его “девичья” фамилия. Дело в том, что отец Талгата - Темирболат КОЖАМЖАРОВ - занимает не последнюю должность в Министерстве юстиции, а конкретно - возглавляет департамент регистрации службы и организации юридических услуг МЮ. Журналисты, кстати, неплохо знают Темирболата Жанайдаровича - он время от времени разъясняет нововведения, связанные, например, с заменой документов. Скажем сразу, чтобы пресечь досужие домыслы: установить родство минюстовского Кожамжарова с Кайратом КОЖАМЖАРОВЫМ из Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции нам не удалось. Они выходцы из разных областей, да и фамилия эта при всей ее громкости довольно распространена.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из социальных сетей, Алматы

Поделиться
Класснуть