2925

Дети, школу отдавайте!

Школьная смена: никто не хочет уступать.

Педагоги только переводят дух по поводу окончания очередного учебного года, а в Усть-Каменогорске неожиданно для многих разгорается скандал вокруг школы для одаренных детей “Восток”. По распоряжению акима Восточного Казахстана Даниала АХМЕТОВА ребятню, углубленно изучающую языки, могут выселить из их альма-матер, а вместо нее создать интернат для детей с ограниченными возможностями. Самое интересное, что такой масштабной перестройки не хотят родители не только одаренных мальчишек и девчонок, но и школьников-инвалидов. Почему проблему одних детей власти пытаются решить за счет других, выяснял корреспондент “Времени”.

Под финиш учебного года областные чиновники от образования вдруг решили, что дети с особыми потребностями со всего региона должны жить и лечиться в одном месте - специальном интернате, а учиться - в обычных школах Усть-Каменогорска. В качестве основного варианта для размещения специнтерната власти рассматривают специализированный центр развивающего обучения для одаренных детей “Восток”, также известный в городе как школа №28.
- Проблема заключается в том, что около тысячи особенных детей в области воспитываются и, самое главное, получают образование от своих родителей (что не есть хорошо. - Е.Ф.), - сказал, поясняя замысел чиновников-новаторов, аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ во время посещения этой самой школы. - Мы хотим здесь открыть пансионат для этой категории детей. И дать им наряду с образованием профессию. При этом дети должны обучаться в обычных общеобразовательных школах.
- Не стоит думать, что ученики плохо примут новичков с особенностями! - продолжил глава региона. - Я знаю по своей практике, что дети в этих школах будут с огромным вниманием и заботой относиться к своим друзьям.
По словам акима, открыть пансионат планируется уже предстоящей осенью.
- Конечно, есть те, кто не хочет покидать насиженные места, некоторые увлеклись профильностью школы, - продолжал убеждать сомневающихся Даниал Ахметов. - Что такое профильная специализированная школа, если английский и казахский языки преподают всего по четыре часа в неделю? Разве можно за это время постичь глубину мирового английского языка или нашего замечательного казахского? Не нужно подходить к вопросу формально и говорить, что необходимо сохранить профильность. Я сам знаю английский и знаю, как ему обучают. Четырех часов точно не хватит, должно быть по семь-восемь часов в неделю, тогда, может, и получится углуб­ленное образование!
С того дня 28-я школа шумит как растревоженный улей. В числе тех, кто “не хочет покидать насиженные места”, оказалось большинство родителей ее учащихся. Уже 1 сентября за бортом могут оказаться почти 600 учеников. Куда они пойдут, сейчас не знает никто.
- Власти пытаются решить проблемы одних детей за счет других, не предлагая каких-то разумных вариантов. Самое неприятное - никто не хочет нас слушать, разговаривать и искать компромисс, - недоумевает родительница Анна. - Мы отправляли сюда детей, чтобы получить диплом с указанием их особенных достижений. И теперь просто пойти в обще­образовательную школу?! Ну уж нет!
- Наша школа просто не подходит для детей с ограниченными возможностями, - считает мать еще одного ученика 28-й школы Татьяна. - Здесь сплошные лестницы, переходы и пороги. Чем выгонять нас и перестраивать все здание, стоило бы сразу выбрать или построить соответствующее помещение.
- У меня двое детей: один учится во втором классе, второй пойдет в нулевой, - вступает в разговор Светлана. - Школу нашу пытаются забрать практически каждый год! Было время, когда тут хотели разместить что-то вроде курсов повышения квалификации для учителей. Но ведь наша школа для одаренных детей - единственная полиязычная в этом районе! И предложение сменить место обу­чения нас не устраивает. Это слаженный коллектив, который нельзя просто взять и разрушить.
- Не в восторге от идеи Даниала Ахметова и родители детей с ограниченными возможностями, для которых вроде бы и стараются власти, создавая нужные условия! Большинство их уверено: с созданием специнтерната будут закрыты действующие в регионе коррекционные комплексы для их мальчишек и девчонок.
- Моя дочь учится в специализированной школе №14 для слабовидящих детей, - делится родительница Елена КАЛУГИНА. - Сейчас ее зрение перестало ухудшаться. Каждый день с нашими детьми работают не только учителя, но и врачи. Они практически ежедневно проводят массу процедур, физиотерапию, делают массажи. Такие условия невозможно создать дома или в условиях обычной школы! Если наш комплекс закроют, то у 60 ребятишек отнимут шанс на нормальную жизнь. Дело в том, что проблемы со зрением у многих ребят поддаются коррекции. До 12 лет это поддерживающая терапия, а после возможна операция, которая позволит детям видеть! Недавно нам сообщили, что нашу школу закроют, учеников переведут в новый интернат, а в освободившееся здание заселят слепых ребятишек.
О своих опасениях родители слабовидящих детей рассказали начальникам городского и областного образовательных ведомств на специально организованной встрече.
- Решение еще не принято, - пояснила руководитель отдела образования Усть-Каменогорска Мадениет АХМЕТОВА. - Никакие документы не подписаны. Ни сейчас, ни осенью никто не собирается закрывать коррекционные школы.
- Ко мне поступили письма, чтобы коррекционные комплексы “школа-сад” остались, - подтвердил руководитель управления образования Восточно-Казах­станской области Аскар НУРГАЗИЕВ. - Одним пансионатом на 250 мест мы ведь все проблемы не решим. У нас в области только школьного возраста 8800 детей с особыми потребностями. Изначально мы предполагали, что пансионат будет создан для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но потом решили открыть его для всех.
Станут ли какие-то услуги спец­интерната платными, тоже пока не решено. Однако родители, дети которых сейчас учатся в коррекционных школах, выразили готовность взять оплату обучения на себя, лишь бы действующие комплексы не закрыли.
- К сожалению, по закону власти региона имеют право распоряжаться зданиями учебных заведений по своему усмотрению, - высказывает мнение правозащитник Анель ЖУНУСОВА. - То есть переселение школ законно, если не будет изменен профиль для использования здания. Другое дело, что под соусом такой вот оптимизации происходит обыч­ное усечение узкоспециализированных школ или классов. Согласитесь, слабовидящие дети должны учиться с такими же детьми и лечиться по соответствующей программе. А не вместе с колясочниками, слабослышащими и тем более обычными здоровыми детьми - о каком индивидуальном подходе тогда может идти речь?..

Евгений ФОМИНЫХ, фото Виктора АБАКУМОВА, Усть-Каменогорск

Комментарий в тему

Пока этот материал готовился к публикации, мы получили ответ на наш запрос из Министерства образования и науки республики. Предлагаем его с незначительными сокращениями:
“Управлением образования Восточно-Казахстанской области по поручению акима области
Д. Ахметова в целях успешной социальной адаптации и интеграции в общество, создания условий для психолого-педагогической поддержки, реабилитации детей с ограниченными возможностями проводится работа по открытию учреждения для детей данной категории.
Разработан проект учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи. В настоящее время родители 95 детей изъявили желание на обучение и проживание детей в данном учреждении.
Планируется обучение учащихся начальных классов на базе учреждения, 5-11-х классов - инклюзивно на базе школ города Усть-Каменогорска. Кроме этого рассматривается вопрос получения профессий детьми с ограниченными возможностями в зависимости от диагноза.
Учреждение планируется оснастить в соответствии с нормативами минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии, санитарно-эпидемиологическими требованиями к объектам воспитания и образования детей и подростков от 30 декабря 2011 года №1684, где в свободное от занятий время дети будут охвачены психолого-педагогической коррекционной работой, оздоровительными мероприятиями.
Учреждение по статусу будет находиться на балансе областного бюджета.
Вопрос размещения учреждения в КГУ “Научно-исследовательский центр развивающего обучения “Восток” находится на стадии рассмотрения.

Пресс-секретарь первого руководителя А. Шокпаров”

Поделиться
Класснуть