Дети, школу отдавайте!
Школьная смена: никто не хочет уступать.
Педагоги только переводят дух по поводу окончания очередного учебного года, а в Усть-Каменогорске неожиданно для многих разгорается скандал вокруг школы для одаренных детей “Восток”. По распоряжению акима Восточного Казахстана Даниала АХМЕТОВА ребятню, углубленно изучающую языки, могут выселить из их альма-матер, а вместо нее создать интернат для детей с ограниченными возможностями. Самое интересное, что такой масштабной перестройки не хотят родители не только одаренных мальчишек и девчонок, но и школьников-инвалидов. Почему проблему одних детей власти пытаются решить за счет других, выяснял корреспондент “Времени”.
Под финиш учебного года областные чиновники от образования вдруг решили, что дети с особыми потребностями со всего региона должны жить и лечиться в одном месте - специальном интернате, а учиться - в обычных школах Усть-Каменогорска. В качестве основного варианта для размещения специнтерната власти рассматривают специализированный центр развивающего обучения для одаренных детей “Восток”, также известный в городе как школа №28.
- Проблема заключается в том, что около тысячи особенных детей в области воспитываются и, самое главное, получают образование от своих родителей (что не есть хорошо. - Е.Ф.), - сказал, поясняя замысел чиновников-новаторов, аким Восточно-Казахстанской области Даниал АХМЕТОВ во время посещения этой самой школы. - Мы хотим здесь открыть пансионат для этой категории детей. И дать им наряду с образованием профессию. При этом дети должны обучаться в обычных общеобразовательных школах.
- Не стоит думать, что ученики плохо примут новичков с особенностями! - продолжил глава региона. - Я знаю по своей практике, что дети в этих школах будут с огромным вниманием и заботой относиться к своим друзьям.
По словам акима, открыть пансионат планируется уже предстоящей осенью.
- Конечно, есть те, кто не хочет покидать насиженные места, некоторые увлеклись профильностью школы, - продолжал убеждать сомневающихся Даниал Ахметов. - Что такое профильная специализированная школа, если английский и казахский языки преподают всего по четыре часа в неделю? Разве можно за это время постичь глубину мирового английского языка или нашего замечательного казахского? Не нужно подходить к вопросу формально и говорить, что необходимо сохранить профильность. Я сам знаю английский и знаю, как ему обучают. Четырех часов точно не хватит, должно быть по семь-восемь часов в неделю, тогда, может, и получится углубленное образование!
С того дня 28-я школа шумит как растревоженный улей. В числе тех, кто “не хочет покидать насиженные места”, оказалось большинство родителей ее учащихся. Уже 1 сентября за бортом могут оказаться почти 600 учеников. Куда они пойдут, сейчас не знает никто.
- Власти пытаются решить проблемы одних детей за счет других, не предлагая каких-то разумных вариантов. Самое неприятное - никто не хочет нас слушать, разговаривать и искать компромисс, - недоумевает родительница Анна. - Мы отправляли сюда детей, чтобы получить диплом с указанием их особенных достижений. И теперь просто пойти в общеобразовательную школу?! Ну уж нет!
- Наша школа просто не подходит для детей с ограниченными возможностями, - считает мать еще одного ученика 28-й школы Татьяна. - Здесь сплошные лестницы, переходы и пороги. Чем выгонять нас и перестраивать все здание, стоило бы сразу выбрать или построить соответствующее помещение.
- У меня двое детей: один учится во втором классе, второй пойдет в нулевой, - вступает в разговор Светлана. - Школу нашу пытаются забрать практически каждый год! Было время, когда тут хотели разместить что-то вроде курсов повышения квалификации для учителей. Но ведь наша школа для одаренных детей - единственная полиязычная в этом районе! И предложение сменить место обучения нас не устраивает. Это слаженный коллектив, который нельзя просто взять и разрушить.
- Не в восторге от идеи Даниала Ахметова и родители детей с ограниченными возможностями, для которых вроде бы и стараются власти, создавая нужные условия! Большинство их уверено: с созданием специнтерната будут закрыты действующие в регионе коррекционные комплексы для их мальчишек и девчонок.
- Моя дочь учится в специализированной школе №14 для слабовидящих детей, - делится родительница Елена КАЛУГИНА. - Сейчас ее зрение перестало ухудшаться. Каждый день с нашими детьми работают не только учителя, но и врачи. Они практически ежедневно проводят массу процедур, физиотерапию, делают массажи. Такие условия невозможно создать дома или в условиях обычной школы! Если наш комплекс закроют, то у 60 ребятишек отнимут шанс на нормальную жизнь. Дело в том, что проблемы со зрением у многих ребят поддаются коррекции. До 12 лет это поддерживающая терапия, а после возможна операция, которая позволит детям видеть! Недавно нам сообщили, что нашу школу закроют, учеников переведут в новый интернат, а в освободившееся здание заселят слепых ребятишек.
О своих опасениях родители слабовидящих детей рассказали начальникам городского и областного образовательных ведомств на специально организованной встрече.
- Решение еще не принято, - пояснила руководитель отдела образования Усть-Каменогорска Мадениет АХМЕТОВА. - Никакие документы не подписаны. Ни сейчас, ни осенью никто не собирается закрывать коррекционные школы.
- Ко мне поступили письма, чтобы коррекционные комплексы “школа-сад” остались, - подтвердил руководитель управления образования Восточно-Казахстанской области Аскар НУРГАЗИЕВ. - Одним пансионатом на 250 мест мы ведь все проблемы не решим. У нас в области только школьного возраста 8800 детей с особыми потребностями. Изначально мы предполагали, что пансионат будет создан для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но потом решили открыть его для всех.
Станут ли какие-то услуги специнтерната платными, тоже пока не решено. Однако родители, дети которых сейчас учатся в коррекционных школах, выразили готовность взять оплату обучения на себя, лишь бы действующие комплексы не закрыли.
- К сожалению, по закону власти региона имеют право распоряжаться зданиями учебных заведений по своему усмотрению, - высказывает мнение правозащитник Анель ЖУНУСОВА. - То есть переселение школ законно, если не будет изменен профиль для использования здания. Другое дело, что под соусом такой вот оптимизации происходит обычное усечение узкоспециализированных школ или классов. Согласитесь, слабовидящие дети должны учиться с такими же детьми и лечиться по соответствующей программе. А не вместе с колясочниками, слабослышащими и тем более обычными здоровыми детьми - о каком индивидуальном подходе тогда может идти речь?..
Евгений ФОМИНЫХ, фото Виктора АБАКУМОВА, Усть-Каменогорск
Комментарий в тему
Пока этот материал готовился к публикации, мы получили ответ на наш запрос из Министерства образования и науки республики. Предлагаем его с незначительными сокращениями:
“Управлением образования Восточно-Казахстанской области по поручению акима области
Д. Ахметова в целях успешной социальной адаптации и интеграции в общество, создания условий для психолого-педагогической поддержки, реабилитации детей с ограниченными возможностями проводится работа по открытию учреждения для детей данной категории.
Разработан проект учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи. В настоящее время родители 95 детей изъявили желание на обучение и проживание детей в данном учреждении.
Планируется обучение учащихся начальных классов на базе учреждения, 5-11-х классов - инклюзивно на базе школ города Усть-Каменогорска. Кроме этого рассматривается вопрос получения профессий детьми с ограниченными возможностями в зависимости от диагноза.
Учреждение планируется оснастить в соответствии с нормативами минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями в развитии, санитарно-эпидемиологическими требованиями к объектам воспитания и образования детей и подростков от 30 декабря 2011 года №1684, где в свободное от занятий время дети будут охвачены психолого-педагогической коррекционной работой, оздоровительными мероприятиями.
Учреждение по статусу будет находиться на балансе областного бюджета.
Вопрос размещения учреждения в КГУ “Научно-исследовательский центр развивающего обучения “Восток” находится на стадии рассмотрения.
Пресс-секретарь первого руководителя А. Шокпаров”