6553

Пограничное SOSтояние

Тимур и Рифхат АРИБЖАНОВЫ.

Почти незрячий рудничанин Тимур АРИБЖАНОВ стоит перед угрозой депортации из Казахстана. Для инвалида, имеющего российское гражданство, но прожившего практически всю жизнь в нашей стране, оказаться на большой родине, где у него нет ни родственников, ни знакомых, смерти подобно.

Тимур - ровесник независимости Казахстана. Родители привезли его сюда, на свою родину, в 1993 году, когда мальчику было всего два года. Он родился в российском Хабаровске, но рос здесь, в городе Рудном, числясь лицом без гражданства. В конце концов, решив получить паспорт, он выяснил, что вопрос с гражданством для него отнюдь не решенный.
- Мы с женой давно уже жили по казахстанским паспортам, - говорит отец Тимура Рифхат АРИБЖАНОВ. - Мы ведь отсюда родом. А вот по поводу сына миграционщики сделали запрос в Россию. Оттуда пришел ответ, что эта страна, коль уж он родился на ее территории, признает Тимура своим гражданином.
Тут-то все и началось. Тимуру пришлось получить паспорт в российском посольстве. В принципе, он думал, что на этом проблемы его исчерпаны, однако на деле оказалось совсем не так.
Для понимания причин ситуации, в которую попал Тимур, важно помнить, что он - человек с особенностями, слабовидящий. У него частично атрофирован зрительный нерв, а само зрение таково, что он даже очки не носит - не помогают. У Тимура большие сложности с чтением, даже подпись свою поставить для него проблема. Все детство он провел на специальном режиме обучения: школу не посещал, учителя приходили к ребенку на дом. Слегка смущаясь, он называет себя “малограмотным” и имеющим слабые представления о происходящем вокруг.
- Мой сын человек по натуре нелюдимый, - сокрушается Рифхат, - из него слова порой не вытянешь. И еще сильнее он замыкается, когда возникают какие-либо проблемы. Он всегда хочет решить их без посторонней помощи, чтобы не подчеркивать свою инвалидность. Но это выходит у него далеко не всегда…
В общем, живет человек по имени Тимур Арибжанов как может: болезнью своей не козыряет, карабкается по жизни, пытается быть самостоятельным, но почти не представляет, какие “сюрпризы” могут встретиться ему на этом пути.
- Я делал лишь то, что мне говорили, - рассказывает Тимур. - Сказали паспорт получить - сделал. А о том, как мне с ним жить дальше, никто не подсказал.
Спустя несколько месяцев после получения российского паспорта Тимура “замели”: он был признан нарушителем миграционного законодательства за пребывание в Казахстане без регистрации. Арибжанов ни с кем не спорил, вину признал полностью и отсидел сутки назначенного ему судом административного ареста. А выйдя из-под стражи, поспешил исправить ситуацию: купил билет на автобус, чтобы пересечь казахстанско-российскую границу и тут же вернуться обратно. Таким образом он получал возможность быть зарегистрированным на территории РК в течение 90 суток. Возвращаясь, он столкнулся с небольшой проблемой - необходимостью заполнения миграционной карточки.
- Я попросил какую-то девушку внести в этот документ нужные сведения своей рукой, за меня, - вспоминает Тимур. - Дал ей паспорт, продиктовал свой домашний адрес, она показала мне, где нужно расписаться. В середине мая я пришел в миграционную полицию, а меня там спрашивают - ну как живешь, что делаешь, чем занимаешься?.. Я отвечаю, что живу как могу, грузчиком иногда подрабатываю. И на меня тут же оформляют новый протокол!
Так Тимур Арибжанов стал незаконным трудовым мигрантом. Оказывается, в его миграционной карте графа “цель визита” была обозначена как “частная”. Значит, “не соответствует целям пребывания”. Мало того - как указано в новом протоколе, допущенное Арибжановым правонарушение “совершено повторно в течение года после наложения адмвзыскания”. И это обстоятельство стало для Тимура роковым. Ведь по закону иностранец, нарушивший закон дважды, подлежит выдворению без права въезда в Казахстан в течение пяти лет.
- Я в отчаянии, - говорит Тимур. - Представления не имею, что я буду делать в России, если меня туда выдворят. У меня там нет никого и ничего. Превратиться в бомжа, считаю, - это катастрофа. Сколько я там протяну? Поэтому сейчас пытаюсь оспорить это решение.
С вопросами по поводу нетривиальной ситуации, в которой оказался инвалид Арибжанов, я обратился к начальнику управления миграционной полиции ДВД Костанайской области Кайрату ДУТПАЕВУ. Выслушав эту историю, он был озадачен.
- Действительно, ситуация очень необычная, - заявил полицейский. - С одной стороны, все сделано по букве закона, с другой - факт формализма налицо. Да, можно сказать, что состав правонарушения усматривается. Но есть же и другая сторона медали. И сотрудники наши живут в одном мире и одним воздухом дышат со всеми, а значит, кроме Административного кодекса должны руководствоваться еще и соображениями морали, Кодексом чести сотрудников ОВД. Наверное, могли бы дать этому человеку шанс, проконсультировать, объяснить, что надо сделать, чтобы не нарушить закон. Тем не менее окончательное решение остается за судом. Думаю, там разберутся по справедливости.
Юристы Бюро по правам человека, консультирующие Арибжановых и оказывающие им помощь в суде, считают, что шансы на хороший исход все же есть. Тем более что действующее законодательство предусматривает и такую норму: граждане государств - членов Евразийского экономического союза не должны испрашивать спецразрешения на осуществление трудовой деятельности в РК.
О том, чем закончится эта история, мы обязательно расскажем нашим читателям в одном из ближайших номеров.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть