8661

Списочный конфуз

Как шахматисту Аблязову детский мат влепили

Адвокаты экс-главы БТА Банка Мухтара АБЛЯЗОВА (на снимке) пытались воспрепятствовать его экстрадиции в Москву (или Киев), придав делу беглого банкира политический оттенок. Для этого защитники г-на Аблязова использовали очень кстати подвернувшийся “рояль в кустах” - пресловутый “список Магнитского”, изобретенный (причем далеко не вчера) американцами. Об этом сообщила в минувший понедельник Генеральная прокуратура Российской Федерации. 

Как известно, 24 октября суд французского города Лиона принял решение о выдаче Мухтара Аблязова Украине или России, отдав приоритет последней (см. “Лион слезам не верит”, “Время” от 28.10.2014 г.). Все то время, пока шло судебное разбирательство, адвокаты беглого олигарха говорили о политической подоплеке дела своего подзащитного. Причем в “предвзятости и политической мотивированности” обвиняли не только казахстанские, но и российские правоохранительные органы. Что ж, если в случае с Казахстаном еще как-то можно было обернуть преследование обобравшего вкладчиков собственного банка Аблязова как травлю “борца с режимом”, то представить ангажированными российских силовиков сложнее - ведь личной заинтересованности в деле Аблязова у них быть не могло по причине хотя бы географической удаленности. И адвокаты Аблязова решились на ход конем: заявили, что в расследовании уголовного дела против олигарха участвовали люди из “списка Магнитского”, то бишь “враги демократии” - персоны нон грата в заокеанской “цитадели Свободы”.
Тут для несведущих стоит пояснить: в “список Магнитского” включены сотрудники МВД, ФСБ, ФНС, арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ФСИН России, которые, по мнению США, так или иначе причастны к загадочной смерти аудитора консалтинговой компании Firestone Duncan Сергея МАГНИТСКОГО в следственном изоляторе “Матросская тишина” в ноябре 2009 года. Магнитского, напомним, обвиняли в том, что он разработал незаконную схему уклонения от уплаты налогов, используя компании “Дальняя степь” и “Сатурн инвестментс”, находившиеся под управлением фонда Hermitage Capital, и в результате российский бюджет потерял более 500 миллионов рублей. После его смерти, вызвавшей широкий общественный резонанс, американские законодатели и приняли так называемый “закон Магнитского”, вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Всего в нем фигурируют 60 человек, якобы имевших отношение к смерти сидельца “Матросской тишины”. И по логике аблязовских адвокатов выходило, что опального казахстанского банкира прессовали как раз-таки эти самые люди.
О политической подоплеке этого дела - равно как и о многочисленных фактах нарушения прав человека в России - должны были заявить в зале Лионского суда свидетели, среди которых чемпион мира по шахматам, не вчера сделавший ход конем в оппозицию, Гарри КАСПАРОВ, лидер движения “За права человека” Лев ПОНОМАРЕВ, адвокат Марк ФЕЙГИН, участвовавший в скандальном деле группы Pussy Riot, и другие. Однако Лионский суд не стал заслушивать их показания: французское законодательство не предусматривает допроса свидетелей по делам такой категории. Не испугалась французская Фемида и страшного “списка Магнитского”: во-первых, сотрудник Генпрокуратуры России “аргументированно доказал несостоятельность пиар-кампании против судебной и правоохранительной систем России, ведущейся в США и западноевропейских странах международным мошенником БРАУДЕРОМ (президент фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. - Ред.)”, а во вторых, судя по всему, судьи хорошо понимали: дело тут вовсе не в политике, а в банальном стремлении не дать шапке на голове вора разгореться.
Тем же, кто до сих пор считает Мухтара Аблязова (кстати, незаурядного шахматиста) жертвой, стоит напомнить: “оппозиционер и диссидент” больше десяти лет назад уже привлекался в Казахстане к уголовной ответственности. В 1999 году после отставки правительства против Аблязова, до того возглавлявшего Министерство энергетики, индустрии и торговли, было возбуждено уголовное дело. По версии следствия, он, будучи государственным чиновником, лоббировал интересы АО “Кустанайасбест”, совладельцем которого сам же и являлся, через учрежденные им компании. Делал это г-н Аблязов с помощью ресурсов ОАО “KEGOC” со стопроцентным участием государства, которое возглавлял до прихода к рулю Минэнерго. Сумма ущерба, нанесенного государству (в лице KEGOC), оценивалась более чем в 557 миллионов тенге. В сентябре 2001 года Аблязова задержали, но вскоре он вышел на свободу. А позже вместе с Галыжаном ЖАКИЯНОВЫМ и другими организовал движение “Демократический выбор Казахстана”.
В марте 2002 года Аблязов был арестован, а 18 июля того же года Верховный суд признал его виновным в незаконной предпринимательской деятельности и злоупотреблении должностными полномочиями. Экс-министра приговорили к шести годам лишения свободы в колонии общего режима с лишением права занимать государственные должности в течение двух лет после освобождения. Но долго париться на нарах “великому комбинатору” не пришлось: в апреле 2003 года он обратился к главе государства с прошением о помиловании, и 13 мая был подписан соответствующий указ. А спустя два года Аблязову и вовсе подфартило возглавить Банк ТуранАлем, впоследствии переименованный в БТА. Там-то наш герой (а точнее - антигерой) и проявил себя во всей красе.
Спрашивается: при чем тут “список Магнитского”? В том-то и дело, что абсолютно ни при чем.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть