Следствие не у дел
Есть такое странное слово “бесперспективняк”. Его смысл хорошо понимают те, чьи жизненные истории стали глухарями после того, как с ними поработали следственные органы. И дела вроде несложные, и работы с ними немного, а поди ж ты, никак не раскрываются! У адвоката Татьяны АНТОНОВОЙ (на снимке) терпение лопнуло на третьем таком деле подряд…
Антонова - профессионал, каких немного: сама в прошлом руководила следствием в одном из костанайских ОВД и знает эту кухню не понаслышке. Отслужив свое, она ушла из органов и уже несколько лет занимается частной адвокатской практикой. Но чем дальше, тем сильнее Антонова удивляется действиям современных пинкертонов.
- Я не могу понять, почему не выполняются элементарные вещи, - говорит она. - Сегодня, оказывается, целая проблема назначить экспертизу, установить и найти подозреваемого, на которого прямо указывают потерпевшие, предъявить обвинение очевидному преступнику!.. Я даже подумать не могла, что кража в моем офисе, где установлена система видеонаблюдения, станет крепким орешком для следствия. Но случилось именно так.
Наскок на офис
Это случилось в середине мая практически средь бела дня. Из офиса, который арендует Татьяна Антонова в одном из зданий в центре Костаная, неизвестный похитил ноутбук и документы важного гражданского дела.
Видеотехника службы безопасности, расположенная на первом этаже, зафиксировала, как неизвестный мужчина выносит из здания пухлый портфель с ноутбуком и папкой бумаг. Видеокамеры рядом с офисом Антоновой сняли даже момент взлома. Благодаря этим кадрам опера установили и задержали рецидивиста Дмитрия МОРДУХОВИЧА. Он признался в том, что орудовал фомкой и сбыл похищенное на ближайшей автостоянке какому-то таксисту.
Казалось бы, дело проще пареной репы, такие по силам даже стажерам. Ан нет! Спустя два месяца после возбуждения производства его вдруг приостановили, а самого Мордуховича отправили в суд, где он отвечает за ряд других совершенных им краж. Почему же в перечне предъявленных ему обвинений нет даже упоминания о краже из адвокатского офиса?
- Мне сказали так: по делу не принято процессуальное решение из-за того, что не были изъяты вещдоки! - негодует Антонова. - Как будто мало им других очевидных доказательств! Я оцениваю действия следователя ДОСМУХАМБЕТОВОЙ и ряда других сотрудников УВД Костаная как беспечность. А как иначе? За все время меня даже не допросили, не выяснили точное количество пропавших вещей. Более того, уборщице, которая дважды столкнулась с вором в коридоре, Мордухович не был предъявлен на опознание. Я уж молчу о том, что никто и не подумал отработать информацию о таксистах. И сегодня следствие, а вслед за ним и прокуратура, которая должна осуществлять надзор, мне пишут: лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установить невозможно. Абсурд и бардак!
Дело о фальшивой рыжухе
А этому делу скоро исполнится год. В нем тоже все настолько просто, что неловко становится за бравых следаков и их начальников. В течение полутора лет работница ломбарда принимала от “мертвых душ” бижутерию, оформляя ее как чистое золото. Так она наворовала почти на два миллиона тенге. Обман мог бы длиться еще долго, если бы эта работница не уволилась из-за случившейся у нее беременности. Владелица ломбарда Жанылсын ДУТПАЕВА провела экспертизу и установила подмену золота. Впоследствии выяснилось, что люди, указанные в залоговых билетах, ломбард никогда не посещали.
Татьяна Антонова провела собственное расследование и установила: личные данные, указанные сотрудницей ломбарда в документах о приеме золота в залог, липовые. Ну что еще нужно для того, чтобы раскрыть дело? Этого не знает никто. Потому что дело до сих пор числится в разряде висяков.
- Ничего там не сделано - ни осмотра места происшествия, ни изъятия вещдоков, - говорит адвокат Антонова. - Само собой, не назначены экспертизы документов и изделий, не проведены допросы свидетелей, очные ставки… Я, уже не ожидая адекватных действий от следователей, направила им ходатайство, в котором расписала до мельчайших подробностей все, что им необходимо предпринять. Толку - ноль!
Единственный результат - несколько писем, подписанных зампрокурора Костаная Ж. ДЖАМАЛОВЫМ, о том, что будут приняты “незамедлительные меры”, возбуждено дисциплинарное производство, принято процессуальное решение… И ничего. Точнее, полный бесперспективняк.
Что рождает безнаказанность
Валентина ТАРАСЕНКО (на снимке слева) тоже опытный юрист, которой довелось ощутить свое полное бессилие при общении со стражами закона и порядка. Она пытается найти и наказать злодеев, едва не отправивших на тот свет ее 20-летнюю дочь Марину КОРЖАВИНУ (на снимке справа). Девушка могла погибнуть после того, как работавший вместе с ней на предприятии “Адал-И” парень по имени Вадим сильно ударил ее в спину. От мощного пинка пьяного человека Марина упала и ударилась животом о железный станок. Результат - закрытый перелом копчика и разрыв селезенки.
- Руководство предприятия, узнав об инциденте, распорядилось отвезти Марину не в больницу, а домой, чтобы не отвечать за ЧП на производстве, - говорит Валентина Тарасенко, интересы которой также представляет Татьяна Антонова. - Это едва не стоило ей жизни. Марина в полубреду набрала мой телефонный номер и произнесла: “Мама, я умираю”. К счастью, мы успели довезти ее до больницы.
Марине пришлось выдержать две операции. И, конечно, она не помнит, как в три часа ночи к ней, едва что-то соображавшей после наркоза, в реанимацию проник следователь и взял объяснение, что в случившемся никто не виноват, а она якобы сама упала.
Эта бумага стала причиной отказа в возбуждении уголовного дела, о чем следственные органы долго хранили тайну, хотя мать пострадавшей девушки была признана потерпевшей. А когда это выяснилось и стали предприниматься попытки заставить следствие довести дело до конца, начался театр абсурда. Тот самый Вадим, на которого указывают как на преступника, живет на правах неприкасаемого: гуляет на воле, никто им не занимается. Свидетели не отработаны. Экспертизы не назначены и не проведены. Дело неделями путешествует из полиции в прокуратуру и обратно. Надзорный орган пачками раздает указания, на выполнение которых у следователей, видимо, в силу огромной занятости руки не доходят. А юристы Антонова и Тарасенко получают все новые порции шока.
Вряд ли все ЭТО просто волокита. Это уже скорее сложившийся стиль работы тех самых госструктур, призванных искать и находить истину, помогать пострадавшим, возвращать им веру в справедливость и торжество закона. А они занимаются... вредительством. Более мягкой оценки ЭТОГО мне трудно найти.
Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай