Не так я вас любил, как вы стонали...
Судебная тяжба столичного бизнесмена Самата САГИДАНОВА с Нацпалатой и правительством за отмену обязательных членских взносов в НПП (см. “Не вешайте взнос!”, “Время” от 24.9.2014.) наделала в бизнес-сообществе немало шума. Мы решили копнуть тему глубже и выяснили немало любопытного.
Вообще, в казахстанском законодательстве совсем немного прецедентов, когда ради отдельного общественного объединения в сфере предпринимательства принимался целый закон. Точнее, их два - торгово-промышленная палата и наша “героиня” - правопреемница союза “Атамекен” Национальная палата предпринимателей.
Этому предпринимательскому союзу подарили свой “именной” закон в июле прошлого года. Подарок, кстати, вызвал далеко не однозначную реакцию в казахстанском бизнес-сообществе. Доходило до откровенных обвинений в адрес законодателей в рождении монополиста в сфере предпринимательства. Такая реакция неудивительна: ведь по закону о НПП (пункт 2-й статьи 4-й) все предприниматели, не являющиеся обязательными членами какого-либо другого некоммерческого объединения, автоматически входят в НПП - их собственный выбор никого не волнует.
Мало того, законодатели утвердили еще и обязательную уплату предпринимателями членских взносов (статья 29-я). Для предприятий-середнячков с совокупным годовым доходом более 103 млн. тенге этот оброк составляет 296 320 тенге, а для крупного бизнеса с доходом более 2,5 млрд. тенге - 8 млн. 148 тысяч тенге в год. Но и это еще не все: указанные суммы, согласно закону, ежегодно утверждаются президиумом палаты (куда помимо крупных казахстанских бизнесменов с известными фамилиями входят депутаты и чиновники в лице министров) и могут быть изменены (нетрудно догадаться, в какую сторону).
В связи с этим у редакции возникло несколько вопросов: кто придумал вышеуказанные суммы членских взносов? из чего они складываются? сколько предпринимателей уже платят по счетам? какие санкции предусмотрены против неплательщиков?К слову, официальный запрос редакция адресовала лично председателю правления НПП Аблаю МЫРЗАХМЕТОВУ (на снимке), а ответ получила обезличенный - от пресс-службы палаты.
Итак, мы выяснили: размеры обязательных членских взносов - плод фантазии не руководства палаты, а правительства. То есть члены кабмина сидят в составе президиума этого общественного объединения бизнесменов отнюдь не только в “представительских целях”.
При установлении размеров взносов учитывалось несколько показателей. Во-первых, это количество тех, кто обязан платить. По данным НПП, таких по стране всего 2 процента от общего числа субъектов предпринимательства - 26 595 предприятий со средним годовым доходом и 2 265 представителей крупного бизнеса. Остальные 98 процентов - малые предприниматели, которых на пять ближайших лет освободили от обязанности раскошеливаться. Во-вторых, риски неуплаты членами палаты обязательных взносов тоже учтены - правда, плохо. Предполагалось, что прогнозный уровень собираемости взносов составит 60 процентов, а на деле получилось в разы меньше. В итоге запланированный на 2014 год бюджет НПП в размере 14 млрд. тенге по состоянию на начало октября составил лишь 3 млрд. 786 млн. тенге. Только 3295 предпринимателей из 28 860, состоящих в палате, законопослушно заплатили. Это чуть больше 11 процентов.
“Уровень собираемости ОЧВ (обязательных членских взносов. - А. А.) на практике составляет около 15 процентов, - сообщает пресс-служба Нацпалаты. - Это означает, что штат НПП работает практически с удвоенной нагрузкой, поскольку мы не заполняем его полностью (на данный момент в центральном аппарате работает 70 процентов от утвержденного штата, в региональных палатах - 60 процентов). Наши работники, включая руководство, не получают каких-либо бонусов, премий (выделено нами. - Ред.). При этом НПП надлежащим образом выполняет весь объем функций, предусмотренных законом (которыми, кстати, предприниматели активно пользуются)”.
Ну что тут скажешь? Прямо-таки, бунт на кораб... то бишь в палате! Особо буйных ее членов-неплательщиков впору “прикручивать к спинкам коек”. Вот только “полотенец”, то бишь законных рычагов влияния у бедной НПП нет - их не предусмотрели ни в правительстве, готовившем “именной” закон, ни в парламенте, утверждавшем его.
Несчастным функционерам НПП остается только рассчитывать “на рассудительность и рационализм со стороны субъектов предпринимательства”. Ведь в конечном итоге, напоминает пресс-служба, деятельность Нацпалаты направлена на создание в Казахстане наиболее благоприятной среды для предпринимательства, но без активной позиции и заинтересованности со стороны самих бизнесменов эту задачу будет решать сложно. Ну кто бы сомневался?
И заметьте - работники палаты не зря просиживают штаны и юбки в одном из респектабельных столичных комплексов “Изумрудный квартал”: пресс-служба с гордостью сообщает о 600 фактах положительного решения обращений бизнесменов:
“НПП проводит постоянную работу по улучшению бизнес-климата, отстаиванию интересов отечественных предпринимателей в условиях интеграции в ЕАЭС, совершенствованию нормативной правовой базы. Есть много примеров, когда палата предотвращала убытки бизнесменов, которые могли возникнуть в связи с теми или иными решениями госорганов. Приведем лишь пару последних примеров. Отечественные предприятия обратились с предложением о снижении ставки ввозной таможенной пошлины в отношении теплиц из черных металлов. По итогам обсуждения вопроса НПП совместно с компетентными ведомствами было принято предварительное решение об обнулении (с 16,3 процента) ставки. Как ожидается, экономический эффект (годовая экономия предприятий отрасли) может составить более 2 млн. долларов США. До 3 млрд. тенге за полгода, как ожидается, сэкономят производители смазочных материалов, обратившиеся в НПП по поводу запрета на экспорт продукции за пределы Таможенного союза. В результате инициированного палатой обсуждения компетентными органами принято предварительное решение о введении квоты на вывоз в размере 75 тысяч тонн”.
И после такой трогательной заботы им еще и взносы не платят?!
Что ж, тут, как говорится, одно из двух: либо большинство казахстанских бизнесменов - иваны, не помнящие родства, либо в Нацпалате сгущают краски.
На этот случай, кстати, у российского поэта-сатирика Владимира ВИШНЕВСКОГО есть подходящее одностишье: “Не так я вас любил, как вы стонали”.
Александра АЛЁХОВА, фото Лэйлы БАСАРОВОЙ, Алматы