6795

Похождения хитрого участкового

ОП-3: сюда, как на работу, ходили наивные “практиканты”

Когда в органах ДВД Жамбылской области по итогам аттестации 2012 года высвободилась чуть ли не треть мест, начальник ДВД Бекет АЙМАГАМБЕТОВ провозгласил принцип прозрачности набора новых сотрудников. Для этого кандидаты должны были пройти через так называемые общественные комиссии, состоящие из авторитетных в регионе людей. Комиссии комиссиями, но кое-кто решил поиметь свой навар на “охотниках” послужить в правоохранительных органах. При этом провальная аттестация в качестве аргумента придавала вкрадчивым речам необходимую убедительность.

- С Ардаком МУРАТАЛИЕВЫМ (на снимке) меня познакомил мой приятель КАСЕНОВ, - рассказывает Алимжан ЖУМАХАНОВ. - Он поделился своей радостью: мол, устраивается на работу участковым всего за 2 тысячи долларов, и помогает ему в этом сотрудник департамента внутренних дел Ардак Мураталиев. “Хочешь, он и тебя устроит?”. От такого предложения грех было отказываться. И вот мы встретились с Ардаком возле здания “Оргтех”. Он представился сотрудником управления кадров ДВД. Сказал, что по итогам аттестации многие полицейские были уволены по отрицательным мотивам и возникла куча вакансий, к примеру, в дорожно-патрульной службе. А я давно мечтал поработать дорожным инспектором! За трудоустройство Мураталиев попросил 2 тысячи долларов, сказал, что должен передать их руководству ДВД.
Такой наличности у Алимжана не было. Пришлось продать свой старенький “опель вектра”. В начале февраля 2013 года он в присутствии Касенова, который тоже усердно готовился к службе в полиции, возле здания БТА Банка передал своему радетелю 300 тысяч тенге и все документы, заверенные у нотариуса. Теперь оставалось только ждать, когда мечта о жезле автоинспектора станет явью. Спустя месяц раздался долгожданный звонок от Мураталиева: “Мои поздравления: управление кадров уже направляет вас на первоначальную подготовку в Шымкентскую школу милиции! Кстати, у меня там хорошие знакомые, в принципе, можно и не учиться, 30 тысяч - и получите готовый сертификат!”.
Алимжан принес ему эти 30 тысяч тенге. И вновь томительное ожидание, растянувшееся аж до августа. И наконец долгожданная… нет, пока еще не служба, а только практика в опорном пункте №21 ОП-3 УВД Тараза. Полтора месяца, день за днем, Жумаханов вместе с Касеновым ходили “на практику” непосредственно к Мураталиеву. Специально для “практики” купленные камуфляжные костюмы вселяли в них чувство законной гордости за принадлежность к славной когорте охранителей правопорядка. Им и в голову не приходило, что ОП-3 - это как раз и есть место постоянной службы их благодетеля, руководству которого, похоже, было абсолютно до лампочки, что там за “практиканты” ходят по пятам за участковым инспектором Ардаком Мураталиевым.
Между тем ушлому инспектору так понравилось ощущать себя в роли попечителя, что он закинул удочку на предмет того, нет ли у Жумаханова кого-нибудь, кто тоже хотел бы устроиться в полицию. Желающие нашлись в лице жителя города Баилхама КУЛНАЗАРОВА, и с ним Мураталиев за те же деньги провернул то же, что и с Жумахановым, не забыв и про “сертификат шымкентской школы милиции” за 30 тысяч тенге.
Обаятельный капитан полиции Мураталиев произвел неизгладимое впечатление и на Парахат МАХМУДОВУ, предложив в феврале 2013 года всего-то за 4 тысячи долларов осчастливить ее сына Алима - студента 3-го курса юрфака одного из местных вузов - должностью в органах внутренних дел. Получив заявленную сумму, в мае 2013 года бравый капитан пришел к Махмудовым домой, чтобы сообщить уже апробированную “новость” об отправке их сына в Шымкент, в “милицейскую школу” на “первоначальное обучение”. Все, как и в предыдущие разы, закончилось “возможностью приобрести сертификат”, правда, теперь этот мифический сертификат стоил 50 тысяч тенге - Ардак-то ведь сразу догадался, что чадолюбивая мать никаких денег для сына не пожалеет.
В июле капитан вновь появился у Махмудовых с “доброй вестью”: Алиму назначено собеседование в ДВД, для чего ему необходимо приобрести черный костюм с белой рубашкой.
В предвкушении близкой удачи Алим помчался на рынок за покупками, но… ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду костюм не понадобился. “Приказ выйдет на днях, без всякого собеседования”, - отвечал Мураталиев на его телефонные вопросы.
Наконец в начале августа капитан вызвал Алима к административному зданию ДВД, где должен был быть озвучен “приказ”. Но напрасно парнишка проторчал весь день у входа - никто его внутрь не позвал. А спустя неделю неуловимый Ардак назначил своему “протеже” очередную встречу в районе Сороковой мельницы, на которой сообщил пришедшим сыну и отцу, что “приказ состоится уже сегодня, Алима назначают на должность участкового ОП-3”, так что они теперь будут напарниками, и за это руководство требует 500 долларов. Алим с отцом переглянулись и… согласились. В тот же день Мураталиев получил от Парахат 75 тысяч тенге.
И так он околпачивал одного, другого, третьего - видя, с какой легкостью люди расстаются с деньгами в погоне за погонами, Мураталиев не упускал ни малейшей возможности подзаработать на человеческих слабостях. Верхом его изобретательности стала очередная многоходовая комбинация, проведенная с целым семейством из Жуалын­ского района. Начал он, как обычно, со своей фишки - “устройства” в дорожно-патрульную службу за 2 тысячи долларов, на что купились местные жители Ермек АБДРАЛИЕВ и Мурат ДЕМЕУОВ. Выманив у них 600 тысяч тенге, капитан попросил по 20 тысяч тенге “за заключение медкомиссии”, потом пару раз вызвал обоих на “собеседование в ДВД” и наконец выкатил свою коронку - “милицейскую школу ЮКО”, заявив, что отправка на учебу задерживается в связи с недокомплектом группы, поэтому нужны еще кандидаты. У Мурата имелась супруга, а у той родственница - Кулдана АЛИМБАЕВА, которая и изъявила желание устроить в полицию всех своих детей: сына Азамата и дочерей Айман и Шолпан. Парня Мураталиев, как обычно, определил в “гаишники”, а девчонок - в отдел по делам несовершеннолетних (где он сам когда-то работал). В течение недели Кулдана продала двух коров и десять овец и вырученные 300 тысяч тенге плюс 2500 долларов передала хлопотуну через свою сестру. Потом последовали траты на “медкомиссию”, на “сертификат”, на “камуфляжный костюм для службы”. Чтобы исключить сомнения со стороны молодых претендентов на должности и звания, Мураталиев несколько раз подвозил всех троих к бывшему административному зданию ОП-2 на Сулейманова и показывал им их “будущее место учебы”, где “пока что не высвободились места”. Он настолько вошел в раж сочинительства, что объявил однажды о… смерти собственного отца и попросил по этому случаю - в качестве “благодарности за трудоустройство” - купить ему барашка для проведения семи дней по покойнику. Надо ли говорить, что отец Мураталиева был жив-живехонек!

С этого и началось его разоблачение. Все жерт­вы плута разом прозрели и обратились в правоохранительные органы. В истории с мошенничеством, нанесшим общий ущерб в 4 миллиона 500 тысяч тенге, разбиралось управление специальных прокуроров прокуратуры Жамбылской области. 11-эпизодное уголовное дело с обвинительным заключением было передано в суд, который приговорил Мураталиева к трем годам лишения свободы с конфискацией имущества, лишив его звания капитана и права на занятие государственных должностей на двухлетний срок.
- Признаюсь, мне еще не приходилось рассматривать дело о серийном мошеннике-полицейском, - говорит судья суда №2 города Тараза Анара ИСАБАЕВА (на снимке). - Что касается потерпевших, то они стали жерт­вами не только хитросплетений пронырливого участкового, но и собственных лукавых помыслов: все хотели надуть государство, устраиваясь на работу за деньги. И неудивительно, что все потерпевшие в суде простили своего обидчика да еще и потребовали не лишать его свободы. Вот такое великодушие!

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть