2191

Люди Иск

Есть среди нас такие товарищи, которые нам совсем не товарищи - в силу их образа и смысла жизни. И ладно бы, живи они себе тихо-мирно по соседству, никого не трогая, никуда не жалуясь. Так нет же! Именно они порой создают такой документооборот и головоломку госорганам, что мама не горюй! А чиновники - тоже хороши: ведь знают-понимают, что жалобам и просьбам этих “Людей Иск” грош цена, - а все равно идут у них на поводу.

Три последних года павлодарские судьи разных инстанций пытались разобраться, кто кого оклеветал в Экибастузской поликлинике №1: врач-уролог, обвинивший коллег-женщин - кого в пьянстве, а кого и в разврате, или эти коллеги, предложившие во время общего собрания трудового коллектива обязать уролога пройти психиат-рическое освидетельствование. Выбившись из сил, апелляционный суд отказал в удовлетворении обоих встречных исков. Сослался на допущенные при рассмотрении в суде первой инстанции процессуальные нарушения и на то, что уролог отказался пройти назначенную судом судебно-психиатрическую экспертизу.
А недавно, как раз в тот день, когда были приняты поправки в законодательство, ужесточающие уголовное наказание за клевету, слухи и дезинформацию, в моральных муках изнемогал дисциплинарный совет Павлодарской области.
Решали, стоит ли наказывать двух чиновниц, одна из которых окрестила просителя тунеядцем, а вторая разрешила подчиненным вызвать для посетившей госорган гражданки бригаду “скорой помощи”.
Руководитель горотдела занятости и социальных программ акимата Аксу Елена БОБЧИХИНА наградила нелестным эпитетом некоего ОРАЗАЛИНОВА. Дело было так. Мужчина поехал из Аксу в Павлодар, чтобы пожаловаться в областное управление координации занятости и социальных программ на аксуских чиновников, не дающих ему 300 тысяч тенге, чтобы свозить ребенка на лечение в Астану. Областное начальство связалось с Бобчихиной по телефону, тогда-то руководитель горотдела и произнесла это злополучное слово “тунеядец”. Оскорбленный до глубины души Оразалинов обратился с жалобой в секретариат дисциплинарного совета, и Елену Бобчихину, 20 лет без единого нарекания проработавшую на госслужбе, призвали к ответу. Чиновница сослалась на словарь Ожегова.
- Я специально посмотрела в словаре - там сказано, что тунеядец - это человек, который живет за чужой счет, - объясняла, очень волнуясь, “грубиянка”. - А Оразалинов такой и есть, я его не оклеветала. Мы неоднократно находили ему работу, но ни он, ни его жена трудоустраиваться не хотят, семья живет за счет пособий. Детям Оразалинова регулярно выделяются квоты на бесплатное лечение, но супруги от них отказываются. Тем не менее постоянно требуют в горотделе занятости то 100, то 200, а сейчас вот 300 тысяч тенге, якобы для сопровождения детей на лечение в Астану.
Еще никогда обсуждения, какому дисциплинарному взысканию подвергнуть того или иного чиновника, не затягивались так надол-го. Выслушав Бобчихину, члены диссовета решили, что она Оразалинова и впрямь не оскорбляла, а просто констатировала факт, и наказывать ее вроде не за что. Но и не наказать нельзя - все-таки человек обиделся! Крутили и так и эдак, из всех возможных вариантов искали самый мягкий, самый безболезненный для личного дела Бобчихиной. Наконец, решили, что женщина получит замечание. Но не от диссовета, а от непосредственного начальника - акима Аксу. А потом, как надеются борцы с чиновничьими проступками, он снимет его досрочно.
Вздохнув с облегчением, взялись за следующий деликатный вопрос: как поступить с заместителем руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Гульнарой КАМАЛОВОЙ, на которую накатала телегу известная в Павлодаре своим нестандартным поведением Татьяна ШЛЫЧКОВА. Женщина пришла в управление, чтобы в сотый раз потребовать себе зарплату - как няне ее 40-летнего сына Сергея, теряющего зрение из-за уличной драки. Получив отказ и на этот раз, Шлычкова, по словам Камаловой, стала выкрикивать оскорбления и биться головой о стену. На шум сбежался весь этаж - сотрудники управления и посетители, кто-то вызвал “скорую”.
Семейство Шлычковых давно уже стало местной достопримечательностью. С тех пор как Министерство труда и соцзащиты населения страны, испугавшись объявленной Сергеем Шлычковым голодовки, прислало в свой павлодарский департамент письмо с указанием в виде исключения и вопреки требованиям законодательства присвоить ему бессрочную группу инвалидности “во избежание негативного общественного резонанса”, мать и сын креативят вовсю. Сергей в приемный день укладывался на полу коридора Павлодарского горотдела соцзащиты, требуя от чиновников оплатить его долги по комуслугам, и те на глазах изумленных посетителей лезли в собственные кошельки, наскребывая требуемую сумму. Инвалиду с учетом имеющихся у него двоих детей, оставшихся без матери, предлагали на выбор три (!) трехкомнатные квартиры - какая больше понравится. Видимо, в знак благодарности мать с сыном отказывались отдавать назад ключи от двух понравившихся им трешек, и вторую, получается, захваченную квартиру чиновникам пришлось потом отбирать с боем, судами и скандалами в прессе. К слову, детей своих Сергей на порог так и не пустил. Родной брат инвалида Серафим получает зарплату за полный рабочий день в качестве его индивидуального помощника, мать вот тоже требует зарплату. Только за прошлый год Шлычковы подали 30 исков ко всем и вся, пытаясь добиться денег и услуг, которые им не положены. В этом году количество исков уже приближается к десятку.
...Гульнаре Камаловой повезло - ее было решено вообще никак не наказывать, поскольку “человеку стало плохо, и ему вызвали “скорую”. И если посетителям, в том числе Шлычковой, вновь срочно понадобится медпомощь, ее, как постановил дисциплинарный совет области, нужно будет вызывать. Если же кто-то посчитает это оскорбительным, сказали борцы за дисциплину, может обратиться в суд. И чиновники в ответ тоже могут туда обратиться - не вечно же им терпеть оскорбления и шантаж посетителей. Так что безработица павлодарским судьям не грозит.
А теперь, с принятием новых поправок в законодательство по борьбе со слухами, видимо, основательно прибавится работы и сотрудникам павлодарских колоний.Ведь кто из героев этой статьи может попасть под дамоклов меч правосудия, предугадать невозможно.

Ольга ВОРОНЬКО, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Павлодар

Поделиться
Класснуть