6560

“Алматыэлектротранс”: Монеты - нету!


Руководство “Алматы­электротранс”, в подчинении которого находится первый муниципальный автобусный парк южной столицы, спустя неделю (!) после скандального заявления финпола о хищении на предприятии 76 миллионов тенге (см. “Как автопарк бюджет “прокатил”, “Время” от 15.3.2014 г.), опровергло информацию борцов с мздоимством и казнокрадством. Транспортники заявили, что то были... виртуальные деньги!
Если кто из алматинцев ранее и не догадывался о существовании такого транспортного предприятия, то после сообщения финполиции о многомиллионных хищениях о нем наверняка узнали все. Властям города, детище которых оказалось в центре скандала, понятно, нужно было как-то спасать ситуацию. И вот вчера в транспортной компании собрали пресс-конференцию и объявили, что...
- ...Весь вопрос - в расхождении между электронными данными, которые стекаются на сервер ТОО “BestCard” - компании, обслуживающей валидаторы (установленные в автобусах парка. - О. А.), с фактическими суммами, которые поступают в кассы сбора выручки автопарков, - попытался объясниться заместитель гендиректора “Алматыэлектротранс” по финансовым вопросам Хабибулла САЙДУЛЛАЕВ (на снимке). - Электронная система несовершенна, она не распознает номиналы и принимает иностранные монеты, железные жетоны от игровых автоматов, металлические шайбы и даже пуговицы. За год в валидатор таких обманок попадает “на сумму” в 10-12 миллионов тенге. Еще одна причина расхождений - тестовый сбор.
В начале и конце смены водитель проверяет первый и последний билет, чтобы выяснить, какое их количество прошло за день через валидатор. Для этого он бросает монету в аппарат, внутри которого еще не установлен кеш-бокс - а именно в него попадают наличные в конечном итоге - но на сервере эти деньги уже отражаются как поступившие, реальные. Из-за этого несоответствия за год может накапливаться сумма до 12-15 миллионов тенге. Сейчас ТОО “BestCard” пытается решить этот вопрос.
Еще одна проблема, продолжил на голубом глазу финансовый гуру компании, неполная или с большой паузой оплата проезда пассажиром:
- Допустим, пассажир бросает в аппарат 70 тенге вместо положенных 80. Электронная система не видит этой ошибки и выдает билет (к счастью г-на Сайдуллаева, в этот момент в зале не было закоренелых пассажиров общественного транспорта - иначе, думаю, ему бы долго пришлось оправдываться за эти слова! - О. А.). В результате всего этого в кассу поступает меньше денег. И нам трудно сказать, какую именно сумму мы теряем таким образом. К тому же возможен доступ третьих лиц к системе оплаты, они могут скачивать данные или производить какие-то их корректировки в корыстных целях.
И все же замгендиректора компании признал, что есть случаи хищения денег из валидаторов самими водителями автобусов.
- В 2012 году в правоохранительные органы было передано 14 материалов, касающихся таких фактов, в прошлом - 17, но проблема не носит массового характера. Основная масса водителей не нарушает закон. Так что, - подытожил свой спич г-н Сайдуллаев, - причин расхождения множество. Именно поэтому сравнивать виртуальные данные системы и реальное количество денег, поступивших в кассу автопарка, некорректно.
- То есть вы не признаете того, что в муниципальном парке были похищены 76 миллионов тенге? - обратилась я к замгендиректора “Алматыэлектротранс”.
- Да, это невозможно. Мы этого не признаем. Это виртуальные деньги, которые просто не могли поступить в кассу.
- Ситуация очень странная: сначала обнародуется информация о хищениях, а уже после этого появляетесь вы и пытаетесь объяснить, что на самом деле все было не так. Почему же вы не рассказали о причинах несоответствия электронных и реальных данных финполовцам?
- Доследственная проверка началась 9 января, мы сразу предоставили полицейским все материалы, но, несмотря на это, они возбудили уголовное дело. Может быть, того требует процедура. Мы надеемся, что финансовая полиция объективно подойдет к проверке, примет к сведению все наши доводы, материалы, которые мы предоставили, и разберется в этом вопросе. Ведь сообщение о хищениях отрицательно сказалось на имидже не только нашего предприятия, но и государственного менеджмента.
Журналистам показали девять ведер, полных монет, из которых, по словам транспортников, частично и формируются те самые невозвратные виртуальные суммы. Эти ведра наполнились всего за три месяца - в них примерно три миллиона тенге.
Валидатор распознает монету, ориентируясь только на ее диаметр, причем он не замечает даже небольших расхождений в размере, пояснили собеседники. Поэтому в коллекции автопарков так много разномастных монет, “прикинувшихся” тенге. Чего здесь только нет: киргизские сомы, арабские дирхамы, китайский фынь, советские копейки и даже - евро! Дополняют нумизматическое разнообразие простые металлические шайбы, по диаметру идентичные 50 тенге, расплющенные старые монеты, которые валидатор также принимает за настоящие деньги.
Как признались в беседе работники автобусного парка, раньше они попросту выкидывали (!) эти деньги: складировать монетные горы было негде. Но после скандальных событий их будут хранить.
Вот такой неожиданный вираж в деле о муниципальном парке. Посмотрим, какой будет следующая “остановка” этого автобусного скандала.

Валидатор не слишком разборчив: этот металлический “бублик” он примет за 100 тенге.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ХАЙЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть