Стоит статуя, но с автоматом…
Уже который раз в Таразе разгорается скандал, связанный со скульптурными изваяниями. На этот раз в эпицентре страстей оказался монумент, возведенный к 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Сами ветераны-афганцы, чей подвиг призвана была увековечить скульптурная композиция, считают, что творцы памятника просто-напросто... схалтурили.
- Ну разве это образ воина-афганца? - возмущается ветеран афганской войны Карим ИЗБАСАРОВ (на снимке - справа). - Невооруженным глазом видно, что у “медного солдата” левая рука короче, чем правая, автомат не сжат в кулаке, а “примагничен” к ладони, бронежилет тоже держится на магните, а лицо этого, с позволения сказать, бойца больше походит на лицо тракториста или кокпариста...
- Мы такими “автоматами” в детстве в войнушку играли: оттягивали резиночку и стреляли пульками, - делится своим впечатлением председатель областной организации Союза художников Казахстана Айдархан СИХАЕВ (на снимке - слева). - Воины-интернационалисты совершенно правильно поднимают вопрос. Здесь не надо быть профессиональным художником, чтобы заметить несоблюдение пропорций в монументальной фигуре, да и само качество ковки оставляет желать лучшего: некоторые детали статуи “двигаются”, выделяются стыки между лоскутами меди... Такая работа, безусловно, не красит таразского скульптора Темирхана КОЛЖИГИТА, художника достаточно опытного и востребованного. Однако наш коллега не член Союза художников, и мы не хотели бы, чтобы тень от халтуры падала на союз... Более того, я считаю, что появление в областном центре таких низкохудожественных произведений - прямое следствие того, что власти города и области давно перестали считаться с нами - творческим союзом. Памятники вырастают как грибы, без всяких конкурсов, заказы даются “своим” людям, а потом начинаем спешно менять скульптуры, чтобы не портить вид городских площадей и скверов.
Айдархан Сихаев привел несколько примеров скульптурных уродств, о которых, кстати, писала наша газета, после чего некоторые из них приказали долго жить: это появившийся в 90-х годах памятник Койгельды батыру, в народе прозванный “конек-горбунок” (его довольно быстро демонтировали), памятник павшим в Великой Отечественной войне в одном из сел Жамбылского района, больше напоминающий покемона, да и по главному монументу Тараза - памятнику Байдибеку (всадник с лицом одного из бывших акимов) - у председателя областной организации Союза художников много вопросов. “Я хотел бы через вашу газету пригласить в Тараз работников Министерства культуры, чтобы они провели ревизию существующих в городе памятников!” - ратует Айдархан Сихаев.
К сожалению, нам не удалось услышать мнение автора “медного солдата” Темирхана Колжигита - его сотовый телефон был отключен. Но уже известна его негативная реакция на весь этот шум. Скульптор считает, что памятник вполне удачный, а те, кому он не нравится, просто ничего не понимают в искусстве.
Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз