Фотограф щёлкает, и... дело открывают
Георгий и Елена Михельсон.
Оказывается, за копеечную услугу “фото на документы” можно напороться на миллионный штраф и стать уголовником. Абсурдный сценарий придуман и уже опробован финансовыми полицейскими в селе Осакаровка Карагандинской области. Местного индивидуального предпринимателя Георгия МИХЕЛЬСОНА обвинили в нарушении авторских прав корпорации Adobe за использование нелицензионной программы Photoshop. Следствие нисколько не смутил тот факт, что потерпевшая сторона претензий не предъявила.
Георгий Михельсон владеет отделом канцтоваров в сельском салоне “Золотой дракон”. Там же желающие могут сделать фото на документы. Продавцом в отделе работает его супруга Елена. Именно к ней в августе 2011 года обратился клиент с просьбой сделать снимки, обработанные графическим редактором. Те самые, когда в компьютере под лицо человека примеряются различные пиджаки с галстуками или униформа.
- Я распечатала четыре фотографии размером 3х4, мужчина заплатил 200 тенге и вышел, - вспоминает Елена Михельсон. - А вслед за ним в отдел нагрянули финансовые полицейские и сообщили, что это был контрольный закуп. В моем компьютере стояла пиратская версия Photoshop, скачанная из Интернета. Ее, кстати, корпорация Adobe сняла с продаж еще в 2004 году. Ну, думали, заплатим штраф, установим лицензионную программу. Но совсем не предполагали, что нам уголовное дело шить станут!
Первоначально финполовцы имели претензии непосредственно к продавцу, но затем переключились на владельца бизнеса. По словам супругов, их запугали. Сказали, что привлекут обоих к ответственности за преступление, совершенное группой лиц. Грозили конфискацией имущества и серьезными сроками.
- Мы ж тогда закона толком не знали и согласились на то, что сотрудники финполиции переделают акт о контрольном закупе на мужа, - рассказывает Елена Михельсон. - Первый акт они порвали и выбросили. Но я на всякий случай его достала из урны и склеила.
Это обстоятельство позднее сыграет немаловажную роль.
Между тем Георгий Михельсон вскоре все-таки стал подозреваемым в уголовном деле. Семейству пришлось нанимать адвоката. От него Михельсоны и узнали, что нарушителям авторских прав светит огромный штраф или лишение свободы, но только в том случае, если они нанесли право- обладателю значительный ущерб: свыше 100 МРП (на тот момент 151 200 тенге. - И. М.). Урон на меньшую сумму подпадает под понятие “административное правонарушение”. А финполовцы заявили, что казахстанский сельский бизнесмен навредил заморской корпорации на 160 655 тенге. Эту цифру предоставила им алматинская юридическая компания GreatYassa, представляющая в нашей республике интересы Adobe. Такова, по их подсчетам, средняя стоимость лицензионного Photoshop в стране.
Однако Михельсоны и их защитник приводят свои версии расчета ущерба. Во-первых, они оказали клиенту услугу по распечатке фотографий всего на 200 тенге, и можно было бы отталкиваться именно от этой суммы. Во-вторых, Георгий после финполовского контрольного закупа приобрел в магазине легальную программу за 149 тысяч тенге. И в-третьих, Михельсоны заглянули на официальный сайт Adobe, где Photoshop стоит 699 долларов. Указанные суммы, как видно, не превышают установленный законом предел. При этом, что примечательно, сами правообладатели на запрос о цене программы финполицейским так и не ответили.
Михельсонам предлагали не доводить дело до суда и заплатить штраф от 500 до 700 МРП компании GreatYassa, которая должна была перечислить эти деньги корпорации Adobe.
- Мы отказались, потому что это огромные для нас деньги - от 600 тысяч до 1 миллиона тенге. У нас оборот отдела в квартал составляет всего 700 тысяч тенге! - говорят супруги. - Видимо, поэтому финполовцы решили направить дело в суд.
К слову, двое служителей Фемиды из Осакаровского района, когда к ним попало неоднозначное дело Михельсона, взяли самоотводы. Один из судей оказался родным дядей следователя финпола и, не желая быть обвиненным в необъективности, не стал рассматривать материалы. А второй сослался на неприязненные отношения с местной прокуратурой, которая поддерживала обвинение. После этого в Осакаровку был командирован их коллега из Сарани Талгат ШАКИПОВ. По окончании слушаний он пришел к компромиссному решению: признал Георгия виновным в незаконном использовании объектов авторского права, но применил амнистию. Михельсоны с таким положением вещей не согласились и направили жалобу в апелляционную коллегию областного суда. На днях там отменили постановление судьи Шакипова и направили дело на новое рассмотрение.
- Опять по новой все начнется, - сетует Георгий. - За два с лишним года мы с женой куда только не обращались! Писали письма в Генеральную прокуратуру и администрацию президента. Нам обещали помочь и наказать долж-ностных лиц, виновных в волоките и других нарушениях законности. А самое главное - я не признаю своей вины и признавать не собираюсь! Потому что ее нет. А иметь за плечами судимость только ради того, чтобы финполовцев не наказали за развалившееся дело, я не желаю. Мне вообще непонятно, с чего они так рьяно отстаивают интересы заграничной фирмы? При том, что я как гражданин Казахстана все это время несу убытки! Потому что не могу полноценно работать и платить налоги - а значит, убытки несет и государство. Кроме того, я нахожусь под подпиской о невыезде и не могу свободно передвигаться. Неужели за то, что у меня в компьютере стояла программа, снятая с продаж десять лет назад, меня нужно так ограничивать? В таком случае любого, кто слушает в Интернете музыку, смотрит там фильмы и скачивает программы, можно ловить и сажать в тюрьму!
Между тем в декабре прошлого года у алматинской компании GreatYassa была отозвана доверенность на представление интересов корпорации Adobe. Потерпевших по делу теперь нет. Кроме того, в деле фигурируют два акта о контрольном закупе - официально предоставленный финполом и тот, что сохранила Елена Михельсон. На этих основаниях недавно начавшийся новый судебный процесс был остановлен. Дело отправили на доследование, но Георгий Михельсон надеется, что его все же прекратят.
Ирина МОСКОВКА, фото из архива семьи Михельсон, Караганда