Боратский союз
Бората уже никто не помнит, весь мир взволнованно следит за подготовкой нашей страны к EXPO-2017. Но мы же не можем позволить кануть в Лету этому замечательному персонажу. Поэтому опять появились новости о том, что казахстанские кинематографисты в содружестве с британскими продюсерами готовят нового “АнтиБората”. Что примечательно, снимать его будет латвийский режиссер Виктор ВИЛКС, известный эскапистски-мармеладным ромкомом “Препод” про жизнь и свершения сотрудников Nazarbayev University.
Это не первый и не второй “наш ответ Борату” - приступы “антиборатизма” одолевают наших соотечественников с завидной регулярностью. Сначала шоумен Жантемир БАЙМУХАМЕДОВ заявил, что его каннабисный кинопроект “Шу-Чу” и есть оплеуха Борату. Затем Токтар КАРСАКБАЕВ при финансовой поддержке Куралай НУРКАДИЛОВОЙ снял “Раскаяние Бората” - историю о том, как член фан-клуба г-на Сагдиева приезжает в Казахстан и вместо ишаков на улицах видит сверкающие иномарки (добрая фея поработала, не иначе). В конце концов гость влюбляется в гордую красавицу Куралай, но та не принимает подарок и нежно, но несколько злорадно смеется.
После этого режиссер Жанабек ЖЕТЫРУОВ тоже заявил, что снимет свою рефлексию на тему Бората, в которой этот низкий журналист явится воплощением мерзости, а благородные кочевники - доблести и отваги. Правда, Жетыруов свой фильм не снял. Что, на наш взгляд, свидетельствует о том, что Бог все-таки есть.
И наконец, как апофеоз - работа Еркина РАКИШЕВА “Брат мой, Борат”. В этом фильме некий иностранец находит в Казахстане родственника по имени Дорат, который одержим приапизмом. Как утверждают источники, в фильме герой имеет глубокий телесный контакт со свиньей - вот до чего интеллектуальная картина.
Как известно, ни один из этих фильмов не получил широкого распространения - все местные попытки дать какой-то ответ Борату, который у нас ничего не спрашивал, оказались настолько опережающими свое время, что их невозможно смотреть.
И вот еще один “АнтиБорат”. Зачем? Для кого?
На эти вопросы мы попросили ответить режиссера Виктора Вилкса. Стоит отметить, что г-н Вилкс попросил дать его ответы в неизменном виде, без сокращений и “вырывания из контекста”.
Забегая вперед, отметим, что сюжет новой ленты держится в тайне.
- Кто продюсер нового проекта и из чего, собственно, он вырос? Чья это была инициатива? Чьи средства? Чей сценарий?
- Продюсеры: с британской стороны - Майк ДАУНИ (Mike Downey), с казахской - Vox pictures.
На вопрос, из чего, собственно, вырастает творчество, хочется ответить неконкретно: оно вырастает из ничего, из пустого совершенно места. Создавать и оживлять - моя профессия, а вот из чего?.. Это сложный процесс химических реакций. Наверное, помните:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как...
И так далее...
- У меня сложилось впечатление, что тема “АнтиБоратизма” к проекту притянута за большие такие уши. Во всяком случае, из описания сюжета, появившегося на многих новостных ресурсах, вообще непонятно, при чем тут Борат. Это так задумано?
- Сюжет “АнтиБората” я не описывал ни в одном интервью, это пока является производственной тайной. Если вы журналист, то должны были уметь прочитать текст интервью. В интервью на IMHOklub описан сюжет совершенно другого проекта.
- Вы говорили, что финансирование в большей части будет со стороны Великобритании. А им это зачем, в чем для них интерес?
- Сочиняете. Не “в большей”, а “отчасти”. У них есть интерес к восточноевропейским режиссерам, и есть дефицит сценарных идей.
- Видели ли вы фильм “Борат”? Что думаете о нем?
- Фильм, разумеется, смотрел, и конечно, чувствую иронию или подвох, с которым вы задаете вопрос. Рассматривая любое событие или произведение, в нем всегда можно найти несколько аспектов: 1. Что думал сам автор? 2. Что думали ироничные британские зрители, мои коллеги, с которыми я ходил на это кино в Лондоне? 3. Что думал мой друг, казах, который мог оказаться в этом же кинотеатре? 4. И наконец, моя собственная позиция относительно нового проекта.
Во-первых, уверен, что сам автор обрушивал меч сатиры совершенно не на Казахстан. Это отчетливо видно в его следующей картине. Его ирония - конечно, самоирония: к уровню кругозора, к высокомерию своих сограждан, которые подобным образом воспринимают остальной мир. Я уверен, сверхзадача была, чтобы зритель прежде всего увидел себя, ну и в идеале, конечно, ужаснулся бы своему отражению или хотя бы своему кругозору.
Во-вторых, уверен, что большинство британских, американских зрителей не заметили этого подвоха. Мои английские знакомые и приятели были в восторге от Сашиных издевательств. Ржали до слез. Они восприняли все за чистую монету. Что тут скажешь?
В-третьих, напомню, что в отличие от многих стран Бората не запрещали в Казахстане. В этом можно видеть мудрость его руководства. Вполне возможно, если бы вышел сначала “Бруно”, а затем “Борат”, он бы с успехом прошел в Казахстане и был бы правильно понят. Но если я - казах и очутился среди толпы “идиотов”, которые чистосердечно стебутся над моей любимой страной, конечно, я, как минимум, покину зал, а как максимум, попытаюсь сорвать сеанс.
В-четвертых, я сам небольшой поклонник такого “панковского” кино, но мне нравятся писатели, испытывающие бумагу на прочность, такие как СОРОКИН. В кино же мне важно послевкусие, чтобы мне открывался горизонт, был выход, какая-то перспектива, которую хотел открыть передо мной режиссер. Что же касается моего условно “АнтиБората”, то он таким и будет.
- Понятно. А после работы в Казахстане у вас есть ощущение, что вы были в гостях у Бората?
- Казахстан для меня - часть моей большой Родины, в которой я родился.
- Не слишком ли мы много уделяем этой теме внимания, г-н Вилкс? Ведь это далеко не первый “АнтиБорат”.
- Знаю об одном таком проекте. Знаю, что снимают, и очень давно. Знаю, что возникли трудности на монтаже.
Наша картина изначально нацелена на международный прокат, и изначально задумывалась как британо-казахстанская ко-продукция. Что касается вопроса “не слишком ли много внимания?”, то, кажется, министр по туризму Республики Казахстан радовался, что после Бората начался бум выдачи казахстанских виз.
Можно предположить, что благодаря исключительной популярности и коммерческому успеху Бората имидж Казахстана для многих людей по миру до сих пор остается нарисованным авторами этой картины.
Не все ведь могут прилететь и посмотреть!
P.S. Продюсер проекта Сино АЛИЗОДА уточнил, что у фильма пока нет названия, подготовительный период начнется через 4-5 месяцев, а бюджет картины составит не менее $1,5-2 млн.
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото rocknfun.livejournal.com, Алматы