А Green его знает!.. или Ещё раз о теории заговора в “зелёном” переплёте
Неделю назад наше издание опубликовало критический материал о работе одного из алматинских супермаркетов Green (см. “Спастись от еды”, “Время” от 13.11.2013 г.). Сотрудники общества защиты прав потребителей Nord Vest обнаружили, что на этикетках некоторых продуктов питания нет срока годности, за что указанная торговая сеть была оштрафована управлением Госсанэпиднадзора (УГСЭН). Статья широко обсуждалась в Интернете, в том числе и на сайте газеты. Не стала отмалчиваться и торговая сеть: на днях отдел маркетинга и рекламы Green прислал в редакцию свое официальное заявление.
Cуть истории была проста: получив ряд жалоб именно на магазин Green, представители общественных организаций пришли с собственной проверкой в супермаркет, расположенный в торговом комплексе “Мерей” южной столицы, и обнаружили четыре вида товаров без указания срока годности на этикетках. Информацию о нарушениях они передали в соответствующие органы. Специалисты санитарно-эпидемиологической службы, прибыв на место, установили, что масло “Адал” и пицца с грибами и ветчиной действительно продавались без указания даты Х. За это на торговую сеть был наложен штраф - 32 МРП. Еще 5 МРП “заработал” администратор магазина, ответственный за качество реализуемой продукции.
Однако Green в своем ответном письме в редакцию факт нарушений обходит стороной - как будто и не штрафовали никого. При этом послание начинается весьма интригующе (здесь и далее мы сохраняем стиль и синтаксис оригинала. - М. К.):
“Общества по защите прав потребителей - потребительский терроризм или защита прав потребителя? Понятие “потребительского терроризма”, как крайней формы экстремизма пришло к нам с Запада, и заключается в том, что представители общественных организаций по защите прав потребителей, предпринимают необоснованные действия, формально основанные на законе, направленные на получение с продавца положительного для себя экономического эффекта, и как следствие этого - причинение предпринимателю ущерба. Докатился потребительский терроризм и до нас...”
Далее следуют сентенции о том, что такое права потребителей и какие цели должны преследовать организации, защищающие покупателей от недобросовестных продавцов и производителей. Однако, сетуют гриновцы, не все общества защиты прав потребителей выполняют свои прямые функции. Некоторые, по мнению авторов письма, “ушлые представители общественных организаций” умело направляют общественное мнение в нужное русло - то есть против честных и порядочных магазинов:
“Методы таких “представителей потребителей” разнообразны: специально испорченные вещи, претензии по качеству, претензии за отсутствие полной информации о товаре, запугивание судами, инициирование проверок со стороны УГСЭН, Агентства по защите конкуренции, общественных организаций и представителей политических партий, некоторые даже пишут жалобы Президенту и в прокуратуру. Как правило, ни к чему такие проверки не приводят, но времени и нервов у проверяемых отнимают очень много. Порой, одна жалоба потребителя на несколько дней парализует деятельность проверяемой Компании”.
Ага, оказывается, те самые “ушлые представители общественных организаций” мешали сотрудникам магазина Green указывать срок годности на масле и произведенной в собственной кулинарии пицце с грибами! Это “потребительские террористы” специально парализовали деятельность компании на несколько дней!
Но возникает, согласитесь, правомерный вопрос: если проверки ни к чему, как правило, не приводят, за что тогда оштрафовали Green в общей сложности на 37 МРП? Об этом в письме нет ни слова. Зато указана причина, по которой правозащитникам нужно было “кошмарить” торговую сеть:
“Потребительский терроризм стал использоваться и в корпоративной борьбе - не добросовестной конкуренции. Несколько таких “потребителей”, отвлекая основное внимание юристов и менеджмента организации на себя, облегчают тем самым борьбу между конкурирующими организациями, что носит зачастую заказной характер, тем самым умело манипулируя мнением честных граждан”.
Ну а дальше - целый абзац о том, что статья “Спастись от еды” кем-то заказана, в работе автора публикации “просматривается некомпетентность и профессиональная неграмотность”, а также страшно угрожающее предупреждение всем, кто еще захочет бороться с Green: “Ваши действия могут быть квалифицированы судом как злоупотребление правом”.
И напоследок самый лакомый фрагментик из письма гриновцев:
“Торговые сети, несмотря на недочеты как субъект крупного бизнеса всегда заботится о своей деловой репутации, дорожит общественным мнением. Все товары и услуги розничных сетей прошли необходимую сертификацию, Сети проходят все необходимые проверки государственных органов контроля, а значит, более безопасны для потребителя”.
Письмо в редакцию прислала руководитель отдела рекламы и маркетинга торговой сети Green Ольга ОНИПКО. Когда я первый раз прочитал сие произведение размером в 5 тысяч знаков, где нет и намека на признание собственных ошибок, а лишь обвинения в “потребительском терроризме” и “непрофессионализме”, полюбопытствовал у Ольги, как долго она работает в сфере маркетинга. Госпожа Онипко, похоже, мой вопрос поняла по-своему и попросила не переходить на личности. Ответ компании газета “Время”, по ее мнению, должна разместить хотя бы потому, что “писать статьи в одностороннем порядке на мой взгляд, как читателю неинтересно”. “Всегда завораживали дискуссии оппонентов”, - пригвоздила она меня.
Так вот почему продавцы торговой сети Green не пишут срок годности на продуктах питания! Их, видимо, тоже “завораживают дискуссии оппонентов”!
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы
Кстати
В минувшие выходные в социальных сетях громыхнул еще один скандал, связанный с продуктами питания. Пользователь Твиттера из Алматы разместил в своем блоге фотографию бутерброда, приобретенного в ресторане быстрого питания “Бургер Кинг”. Покупателя смутил тот факт, что булочка была покрыта... плесенью! При этом в составе бургера этот ингредиент, понятное дело, указан не был. Так вот: руководство “Бургер Кинг” в Казахстане довольно оперативно опубликовало официальное заявление на этот счет. Сеть фастфудов принесла свои извинения покупателю и объявила об изъятии из продажи всей партии булочек для специальной проверки. А Green, видать, слабо...