Причуды менеджМЕНТА
Разговоры о налаженной системе поборов в североказахстанской полиции ходят в области так давно, что это стало восприниматься местными жителями как нечто естественное, вроде смены дня и ночи. Полицейские сами то и дело делятся с журналистами информацией, за что конкретно, сколько и кому из своего начальства они вынуждены время от времени отстегивать денег. Но откровения эти случаются, как правило, в приватных беседах при условии полной анонимности и с предупреждением, что в случае огласки респондент от своих слов тут же откажется. Поэтому поведение четверых сотрудников полиции, которые в суде принялись рассказывать о расценках на различные услуги начальника ОВД Аккайынского района Самата САХАТОВА (на снимке вверху), могут показаться примером безрассудной смелости.
Надо сказать, широкая общественность ничего бы и не узнала о сложных финансовых отношениях сотрудников этого райотдела полиции со своим начальством, если бы сам майор Сахатов не подал иск о защите чести и достоинства в отношении четверых своих подчиненных. До этого считалось, что неприятности последнего времени свалились на него только из-за прошлогоднего ДТП.
- Водитель его служебного авто съехал в кювет еще в октябре прошлого года, но факт этого ДТП был укрыт, как недавно показало служебное расследование, проведенное сотрудниками управления собственной безопасности, - рассказала недавно сотрудница пресс-службы ДВД области Динара САГАНДЫКОВА. - В результате Самат Сахатов был освобожден от занимаемой должности (см. “Начальник РОВД Аккайынского района снят с должности за ДТП его водителя”, “Время” от 10.9.2013 г.).
Об остальных выводах того служебного расследования полицейская пресс-служба тогда скромно умолчала, видимо, в заботе о чистоте мундира. Но в суде выяснилось, что помимо укрытого ДТП в выводах дисциплинарной комиссии, принявшей решение по майору Сахатову об освобождении от должности, были еще и такие слова, как “оскорбление, унижение личного состава, а также получение денежных средств и материальных ценностей от подчиненных”. Оказалось, что 5 августа этого года в управление собственной безопасности областного ДВД поступило анонимное заявление сотрудников Аккайынского райотдела полиции. Помимо прочего в нем содержался и перечень стоимости услуг, которые Сахатов якобы оказывал своим подчиненным в последнее время. Приводим расценки, взятые из материалов суда.
“1. Шаимов - 100 тысяч тенге за выход в отпуск, 2 барана, 150 тысяч тенге за получение служебного транспорта.
2. Ризыханов - 25 тысяч тенге + баран.
3. Усин - 140 тысяч тенге за звание.
4. Касенов Сергазы - 1 баран за звание.
5. Кабдулов - 25 тысяч тенге за звание.
6. Исмагулов - 25 тысяч тенге за звание.
7. Карибаев, Жаркин, Абдреш, Нурахметов - ежемесячно по 50 тысяч тенге.
8. Каримов Мурат - 1/4 часть мяса лошади за участкового инспектора.
9. Галлиев - 100 тысяч тенге за перевод на другую должность.
В ТОО “Черкасское” была совершена кража зерна, задержаны лица Ивановского с/о гр.Таран, с них получена взятка в размере 150 тысяч тенге, и материал списан в папку-наряд”.
Крик души районных стражей порядка, пожелавших остаться неизвестными, был зарегистрирован в книге учета заявлений УСБ ДВД СКО за № 865. А 15 августа старший следователь УСБ ДВД СКО майор КУЛУШОВ вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Сахатова по ст.307, 308, 311 УК РК. Вот только вызванные им сотрудники Аккайынского РОВД - ныне безработный майор полиции Азамат УСИН и участковые инспектора полиции Ержан ШАИМОВ, Асет РИЗЫХАНОВ и Ерик ИСМАГУЛОВ - в своих пояснениях подтвердили все указанное в том заявлении, что и послужило освобождению их начальника от руководящего кресла.
Приказ об этом Сахатов обжаловать не стал. Зато, уже будучи и.о. начальника РОВД, обратился в суд с требованием признать сведения, распространенные его подчиненными в пояснениях следователю УСБ, не соответствующими действительности. А также принести ему извинения перед всем личным составом райотдела.
На заседании суда 10 октября этого года четверо полицейских подтвердили свои пояснения о поборах, которые писали в УСБ, но при этом заявили, что к самой анонимке никакого отношения не имеют. А на вопрос судьи Серикжана ГАБДУЛИНА (на снимке): “Если судом будет поставлен вопрос о привлечении вас за дачу взятки?” Азамат Усин ответил: “Я готов подтвердить свои показания”.
Надо сказать, этим иском Самат Сахатов вывел из тени на свет не только свои весьма своеобразные взаимоотношения с подчиненными. В результате досталось и имиджу председателя Аккайынского районного суда Серикжана Габдулина. Ответчики решили доказать, что даже на скамье подсудимых они продолжают оставаться ментами до мозга костей. В итоге на заседании суда 22 октября их представитель озвучил следующую информацию в своем ходатайстве об отводе судьи Габдулина: “14 октября 2013 года Шаимов Е.С. и Исмагулов Е.Н., находясь на отработке в селе Рублевка, узнали о том, что 15 сентября 2013 года Сахатов С.С. пригласил Габдулина С.Ж. в гости в с. Рублевка Аккайынского района СКО на охоту. Данное приглашение Габдулиным С.Ж. принято, в этот день служебную машину судьи “ниссан” видели в
с. Рублевка. Тем самым данный факт дает основание для обоснованного сомнения в беспристрастности Габдулина С.Ж. как судьи и полагать об их дружеских отношениях и о прямой заинтересованности судьи в исходе дела, так как в это время материалы гражданского дела находились в производстве судьи Габдулина С.Ж”.
Охотились ли на пару начальник РОВД и председатель суда в тот день или нет, а если охотились, то на кого и с какой добычей вернулись, так и осталось невыясненным. Что, впрочем, не помешало судье Ажаргуль ШАМШИНУРОВОЙ 29 октября удовлетворить это ходатайство “с целью устранения всякого рода сомнений в объективности и беспристрастности судьи Габдулина С.Ж. при рассмотрении дела”.
Виктор МИРОШНИЧЕНКО, фото автора, Петропавловск
P.S. Процесс еще не закончен, и никто не возьмется предугадать, какое решение будет вынесено по этому делу. Но каким бы оно ни было, ясно одно - даже простого пояснения, написанного следователю УСБ, оказывается достаточным, чтобы любой страж порядка угодил на скамью подсудимых. А его товарищи по оружию крепко подумали, стоит ли им вообще раскрывать рот в щекотливых ситуациях или молча брать под козырек в ответ на любые требования начальства.