“Козлик” Валеева
Кызылординец Валерий ВАЛЕЕВ свою машину собрал по винтику. И сейчас этот мужчина, рассекающий в открытом раритетном авто по городу, удивляет жителей Кызылорды и гостей.
Где еще, как не в кино, увидишь ГАЗ-67Б, авто, которое выпускали в Великую Отечественную для офицерских нужд. Машину так и называли в народе “штабной козлик”. А немцы, так те говорили “Иван-виллис”.
- А у меня, наверное, “Валерий-виллис”, - смеется Валеев. - С оригинальными номерами ШМ-5-19-45, выпуска 1943 года. Но с конвейера “козлик”, наверное, даже в войну было легче выпустить, чем через десятки лет по старым чертежам да по наитию собрать. Всё умение и всю душу в машину вложил, и когда мне сейчас говорят люди, мол, уступи киностудии какой-нибудь, ведь реальные деньги можно взять, меня это коробит. Мой ГАЗ-67Б - достопримечательность Кызылорды. Ну как можно продать изюминку из торта?
Как все начиналось: сын Валерия предложил, мол, папа, давай соберем для школьного музея какое-нибудь старое авто. Он-то имел в виду модель. Кто ж загадывал про настоящий раритет? А Валерий вспомнил, что видел во дворе у соседа ржавый остов какой-то древней машины. Пошел к соседу. Узнал, что тот “скелет” уже продал. Упрямый Валерий взялся искать нового владельца “руин”. Нашел где-то на дачах, от машины мало что осталось, но Валерий был и тому рад. Был цел корпус, были известны общие очертания машины. В библиотеках много подробных описаний ГАЗа-67Б. Знакомые любители “железа” имеются по всей стране, рук умелых две, котелок варит. Что-нибудь да получится.
- Сколько я потратил денег, пока собрал машину, даже считать не берусь, - рассказывает Валеев. - Достаточно сказать, что почти все детали машины - оригинальные. У копателей хлама по всему бывшему Союзу покупал, заказывал наудачу, может, кому что подвернется, ждал неделями вестей. Уже и сын окончил школу, а я всё собирал “козлик”. Но когда собрал, сколько было радости у самого и окружающих!
Сейчас автомобиль не стоит и не гниет во дворе. Валерий, когда свободен от основной работы вахтовым методом на нефтепромысле, катает на нем народ по городу. Берет недорого: чтобы бензин и уход за автомобилем оправдать. Западают на машину гости Кызылорды, туристы. Европейцы - так те просто в восхищении, просят разрешения сфотографироваться.
- Вообще, тема Второй мировой войны, несмотря на досужие мнения, не умирает, - говорит Валерий Валеев. - Когда люди видят мой автомобиль, катаются на нем, столько интересного вспоминают. Про дедов рассказывают, прадедов, про семейные реликвии военных лет. А парады в День Победы? Мы с “Иваном-виллисом” участвовали уже в нескольких. Так с каждым годом всё больше народу выходит в колоннах потомков солдат-освободителей и все больше цветов у Вечного огня. Чем дальше от войны уходит время, тем трепетнее люди относятся ко всему, что с ней связано. Это же часть нашей великой истории.
Даже строгие гаишники, и те пошли навстречу Валееву, собравшему такой автомобиль! Машину поставили на учет, техосмотр она проходит регулярно, к номерному знаку на раритете уже давно никто не придирается. Да и нарушитель ПДД из Валерия никакой. Ездит аккуратно, можно сказать, бережливо, да и скорость несусветную на красавице не разовьешь.
- Нас (владельцев ГАЗа-67Б. - Н.Д.) остается все меньше и меньше, - вздыхает Валеев. - В войну, с 1943 по 1945 год, “Иванов-виллисов” произвели чуть более 1700, а с производства их сняли в 1953 году, остановившись на “тираже” 92 843 единицы. Не так уж и много в масштабах СССР.
Во дворе у Валерия Валеева неспешно идет работа еще над одним раритетом. Вернее, пока над кучей каких-то железок. Что это будет за автомобиль, мастер никому не говорит, но по виду - грузовик. Впрочем, поживем - увидим, ведь если Валеев за что-то взялся, все у него обязательно получится!
Наталья ДЕНИСОВА, фото автора, Кызылорда
05.09.2013