14975

Коллективное подсознательное

Не успела осесть пыль, поднявшаяся в результате массовых беспорядков перед ТЦ “Прайм плаза”, как тут же полезли разные версии природы бунта - от “подставы” для певца Кайрата Нуртаса до “аблязовского следа”. А так-то у нас все нормально, и никаких предпосылок для подобного беспредела нет.

На многочисленных видео, выложенных в Интернете сразу после печальных событий, видна вся их хронология. Сначала Кайрат Нуртас поет свой хит “Аурмайды журек” (на сцене размером со среднюю кухню и посреди огромной толпы фанатов), потом толпа начинает напирать на подмостки, исполнитель пытается ее успокоить и, видимо, осознав, что у народа уже включился коллективный мозг (что всегда означает отключение мозгов индивидуальных), ретируется. На его место заступает ведущая караоке-шоу с сумочкой под мышкой и кричит: “Стоп, немедленно остановитесь!”. Ее никто не слушает, и немного погодя девушка с коллегой прячутся под сценой. А вокруг начинается “веселье”.
В соцсетях тоже было бурно. Многие сочли повинным во всем Кайрата Нуртаса, который перестал петь и вообще проявил неуважение к аудитории. Вы понимаете, да - когда увеличивают налоги на все подряд, поднимают пенсионный возраст, перестилают на бюджетные средства новый асфальт и так далее, то народ не чувствует неуважения к себе, а когда Кайрат недопевает, то все - полный певец. Нас не уважает популярный солист, давайте машины пожжем и окна побьем!
Это вообще наш доморощенный феномен - если, например, во Франции или Греции жгут машины после того, как полицейские становятся то прямыми, то косвенными виновниками гибели молодых людей, то у нас такое вообще никого не волнует. Максимум, на что можно рассчитывать после очередной смерти человека в результате избыточного внимания со стороны правоохранительных органов, - это пикет из трех родственников возле РОВД и жалоба от них же в “Нур Отан”. Зато если наши люди, опоздав, не попали на концерт “Тамаши” (недавний инцидент) или им показалось, что Кайрат Нуртас повел себя неуважительно по отношению к ним, то туши свет. Разнесут все к чертовой матери. Ибо задета гордость народа.
Из той же оперы алматинский водитель, сломавший девушке средний палец, который она неосмотрительно показала ему из-за дорожного спора. Наглому гаишнику же не станешь палец выворачивать. Да и финансовому полицейскому чревато. А девушку сразу надо на место ставить. Пока она прокурором не стала.
Такие сублимативные выплески энергии в обществе уже давно стали нормой. Многие так называемые городские писали, что беспорядки на выступлении Кайрата Нуртаса были спровоцированы и осуществлены молодежью с периферии. Это действительно так, но в сути ничего не меняет, поскольку дети высокопоставленных чиновников, которых никак не отнесешь к аульной страте, придерживаются тех же стереотипов поведения. Просто мажор беспредельничает в одиночку, осознавая собственную безнаказанность, а бедняк, видя принципиальную безнаказанность мажоров, может отдаться порывам гнева только в толпе. Для этого даже повода не надо - для этого надо только большое скопление людей, в котором осознание неминуемой для бедного человека персональной ответственности за преступление растворится в экстазе массы. Это своего рода коллективный терроризм, месть за поражение в правах, которые сами по себе, возможно, толком даже не осмысливаются. Народ просто чувствует, что его перманентно ставят в неудобную позицию и что это неправильно. И что надо что-нибудь поломать.
Несколько месяцев назад прямо перед моей машиной женщина на “ниссан мурано” сбила парня на пешеходном переходе. Пешеход подлетел, сломав телом зеркало, упал на асфальт, вскочил и тут же побежал дальше. Тот, кто попадал в такие ситуации, понимает, что парень, скорее всего, находился в шоковом состоянии и не совсем отдавал себе отчета в том, что делает. И не исключено, что у него были внутренние травмы. Я остановился, пошел за ним, вернул на место ДТП и вызвал дорожную полицию. Вокруг собралась куча народа, а парень все время куда-то норовил улизнуть, как будто это он виноват, а не дама за рулем “мурано”. Правда, к тому моменту, как к виновнице происшествия приехала группа поддержки на “ленд крузер 200” с блатными номерами, никого почему-то не осталось.
Дальше началась комедия. Хотя нет, трагедия. Хозяин “крузака” прессовал как парня, так и сотрудника дорожной полиции, и оба явно пасовали. Когда люди из джипа узнали, что я пострадавшему вообще никто, то посмотрели на меня как на сумасшедшего и попытались оттереть подальше. В общем, все закончилось тем, что паренек написал заявление, где указал, что сам прыгнул (!) на стоящий (!!) автомобиль и никаких претензий не имеет. Судя по его виду, больше всего в этой ситуации напрягал его я, ввергнувший в такое количество неприятностей с влиятельными людьми.
Я совсем не удивлюсь, если этот юноша из Кызылорды, работник мебельного цеха, был на выступлении Кайрата Нуртаса и наподдал от души по лайт-боксам перед торговым центром, где-то внутри себя вопрошая: “Почему ИМ можно, а нам нельзя?”.
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Я - нет.
Банальные истины о верховенстве закона для всех без исключения были бы хороши даже при самой приблизительной смычке с реальностью, но, как известно, наказывают у нас не тех, кто преступил закон, а тех, кому не повезло. С родственниками, должностью, конъюнктурой. Именно это дает народу ощущение присутствия государства исключительно как аппарата насилия с налогами, штрафами, полицейскими и “двухсотым крузаком” под задом каждого сельского акима. Можно, разумеется, сказать, что дело совсем в другом, а именно в нарастающей маргинализации сельской молодежи, снижении уровня образованности, криминализации указанного контингента и так далее. Можно все списать на провокаторов, которые раскачивают толпу и дестабилизируют обстановку по указке отдельных темных личностей. Однако это не отменяет того факта, что населению в первую очередь нужна иллюзия справедливости. Несколько образцово-показа­тель­ных порок пьяных чиновников, совершивших ДТП. Громкие разбирательства по делам с участием сотрудников правоохранительных органов, допустивших превышение долж-
ност­ных полномочий. Лишение должностей акимов и их родственников, замешанных в скандальных делах. Такие меры, естественно, не вылечат всю маргинальную молодежь от гоп-стопных замашек, зато дадут власти в глазах общества какое-то моральное право заявлять, что любые нарушения закона пресекаются независимо от социального положения нарушителей. Потому что пьяный аким, совершивший ДТП и оставшийся безнаказанным, подрывает стабильность едва ли не больше, чем беснующаяся и разносящая все на своем пути толпа.
И именно благодаря таким слугам народа мы все рано или поздно можем оказаться на одном большом концерте. Только будет уже не до песен.

Тулеген Байтукенов, фото Романа Егорова, Алматы

03.09.2013

Все материалы по теме читайте здесь: "Нуртас и беспорядки"

Поделиться
Класснуть