5099

А теперь - “горбатый”!

Калижан Турсунбаев: “На таком не “горбатом” ездили героини фильма “Три + два”.

Алматинец Калижан ТУРСУНБАЕВ(на снимке) собрал все модели автомобилей, которые массово выпускались в Советском Союзе. В его гараже есть все: рядом с “Запорожцем” стоит правитель-ственный ЗИС.

Началось все с самой обычной “Волги”. Она досталась Калижану в наследство и простояла в гараже не один год. Шесть лет назад он решил ее восстановить - и, как говорится, понеслось. Сегодня под длиннющим навесом в его дворе - советские машины всех марок и габаритов. Вот полуразвалившийся грузовик ЗИС-5 времен войны с деревянной кабиной. Металла в то время не хватало, поэтому наши умельцы придумали выход и делали для фронтовых нужд вот такие гибриды. Только после войны появились полностью металлические агрегаты. В коллекции Калижана этот грузовик, как и почти все остальные экспонаты, появился совершенно случайно.
- Мимо моего участка проезжал человек, который зашел посмотреть на мой ангар - он хотел купить такой же, - рассказывает наш герой. - А когда увидел, что внутри - машины, сказал, что у него есть ЗИС-5. Грузовик стоял у него лет пятнадцать, он все хотел привести его в порядок, да руки не доходили. Вот и отдал его мне по дешевке.
За автомобили из своей коллекции Калижан редко платит большие деньги. Говорит, что никуда не торопится, поэтому и не связывается с людьми, которые заламывают за советские авто или запчасти к ним высокие цены.
- Допустим, кто-то продает машину за десять тысяч долларов, - рассуждает коллекционер. - Но зачем ее брать, если можно купить аналогичную модель за пятьсот долларов, вложить еще немного денег и сделать такую же машину, но гораздо дешевле. Можно взять за небольшие деньги экземп­ляры в идеальном состоя­нии.
Пример тому почти новый “Моск­вич-412” 1989 года выпуска. Его Калижан купил за тысячу восемьсот долларов у 87-летнего старика. На авто дедуля почти не ездил: однажды попал в мелкую аварию - помял бампер и больше за руль не садился. “Москвич” был для него отдушиной: в гараже мужчина отдыхал. А продал он свою “ласточку” потому, что не хотел, чтобы автомобилем после его смерти пользовались родственники. Еще один экспонат - легендарная “Эмка” (ГАЗ-М1) - достался Калижану и вовсе практически бесплатно. Однажды его брат, стоя в очереди, услышал: “У моего друга на даче в Алматинской области есть машина Штирлица, он ее оттуда вывезти не может”. Мужчина тут же зацепился за эту информацию. И через какое-то время вместе с Калижаном приехал на тот самый участок. Оказалось, действительно “Эмка”, на такой же ездил киношный разведчик. Ее пришлось вывозить с дачи, это и стало платой за раритет. Машина в плачевном состоянии, и скорее всего, станет донором - с нее возьмут некоторые детали для восстановления другой “Эмки”, которая есть в гаражах Калижана. За шесть лет мужчина купил больше ста машин, и многие из них принесены “в жертву” ради других. Запчастей у него тоже навалом. Их коллекционер покупал во всех регио­нах Казахстана и странах СНГ.
- Судя по этим запасам, вы не можете пройти мимо того, что плохо стоит или лежит.
- Нет, уже могу, потому что нашел все, что мне было нужно.
Но иногда и Калижан готов раскошелиться. Например, купил “Чайку” на ходу. Автомобили этой марки не были в частных руках, запчасти на них найти не так-то просто - они есть только в Москве, поэтому “Чайку” очень сложно восстанавливать, проще купить готовую. Ценовой разброс на них огромен - от десяти до ста тысяч долларов. Еще одна дорогая машина - правительственный ЗИС 1947 года выпуска. Его коллекционеру доставили на эвакуаторе из Бишкека. Кабина водителя, как в лимузине, отделена от места для пассажира. Оно одно - удобный диванчик, обитый изумрудно-зеленым бархатом. Машина пока не отреставрирована, но даже в таком виде ее убранство выглядит вполне современным. Предыдущий хозяин установил в салоне небольшой откидной столик и возил в этом правительственном авто свадьбы. Новодел нужно убрать, а все остальное привести в порядок. ЗИСов очень мало, их было выпущено всего две тысячи штук, а сколько дожило до наших дней, никто не знает. В каждой столице советских респуб­лик был свой автомобиль, он стоял на консервации и использовался только для перевозки особо важных персон. Во сколько Калижану обошлась эта машина, он не говорит:
- Я знаю, что уже готовый ЗИС продают за полмиллиона долларов, - говорит он. - А бронированный, на котором ездил Сталин, стоит и все два миллиона.
Обстановка в ангаре, где хранятся уже восстановленные машины, совсем не напоминает музейную. На автомобилях слой пыли, лишь некоторые - под чехлами. Недалеко от представительских “Чайки” и ЗИСа - две разные модели “горбатых” “Запорожцев”. Миниатюрные машинки, вызывающие умиление. Тут же СМЗ-”инвалидка”, на такой же ездили герои легендарной троицы из “Операции Ы”. Калижан говорит, что модели в таком состоянии нет, наверное, даже в Москве. Ее собрали из четырех машин, которые нашлись в одном из киргизских сел. Теперь эта синяя малышка - одно из украшений коллекции.
- Сколько здесь машин? - спрашиваю у хозяина.
- Не знаю точно, тридцать, наверное, а может, и больше.
Калижан признается, что не относится с каким-то особым пиететом к восстановленным экземплярам. Они - как дописанная картина художника, которую можно отправить в запасники. Для мужчины важен сам процесс: когда практически из руин рождается очередная красавица. Калижан любуется ею лишь тогда, когда работа закончена, а потом отправляет в “ссылку” в этот ангар, куда почти никто не заглядывает, лишь иногда родственники и друзья коллекционера.

Этот “воронок” случайно нашли в пустыне. Что стало с его пассажирами, никто не знает.

ЗИС - машина для избранных.

Полноприводной “Москвич-410” повышенной проходимости.

ЗИС-5 времен войны.

Оксана Акулова, Алматы, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

18.07.2013

Поделиться
Класснуть