Через моря - в обход пиратов
В Уральск после окончания пятого этапа морской экспедиции вернулись известные путешественники Сергей и Александр СИНЕЛЬНИКИ. Пять морских переходов ладьи “Русич”, на которой плавали братья, длились в общей сложности 2,5 года. За это время мореходы прошли 16 тысяч морских миль, пересекли 21 море и заходили в два океана.
Ладью “Русич” построили в 2006 году на петрозаводской верфи “Варяг”.
В свой первый поход ладья вышла летом 2006 года. Тогда команда из 18 человек прошла более 5500 километров Великим волжским путем “из варяг в персы”. Это путешествие стало боевым крещением корабля. В 2010 году стартовало настоящее большое путешествие.
В пиратское логово
Первым этапом путешественники отправились в Индию. Ребята посвятили свою экспедицию известному путешественнику Афанасию НИКИТИНУ.
Большую часть пути ладья прошла без серьезных проблем. Самое интересное началось, когда судно зашло в Суэцкий канал.
- На выходе в Аденский залив акваторию контролируют сомалийские пираты, - объясняет Сергей. - Каждый из них, захватив судно, тащит его к своему берегу. И там уже местные князьки назначают за него выкуп. Большинство судов, конечно, застраховано. И выкуп, как правило, погашается страховкой. Пираты не дураки, они стараются захватывать только те суда, что застрахованы в хорошей фирме, чтобы страховку получить наверняка и без лишних проволочек.
По словам Сергея, к небольшим яхтам пираты проявляют интерес нечасто. Однако иногда случается и такое. За яхтсменов выкуп просят обычно “небольшой” - в пределах миллиона, однако для наших путешественников такая сумма была бы неподъемной, поэтому самовольным вторжением в пиратские воды решили не рисковать. К тому же консул России, который оказался в это время в Джибути, наотрез отказался выпускать в кишащую пиратами воду соотечественников - в экспедиции принимали участие граждане Казахстана, Беларуси и России. Да и участники команды не все хотели лезть на рожон. Три человека по этой причине даже сошли на берег. Однако решение было найдено.
С Рэмбо на борту
- Дело в том, что в этой местности постоянно курсируют военные корабли. Российские, штатовские, французские, других стран, - объясняет собеседник. - Все они сопровождают торговые суда через пиратскую акваторию. Не бесплатно, конечно. Мы и попытались договориться с одним из них.
После нескольких дней переговоров было решено, что путешественников будет сопровождать военное судно “Адмирал Левченко”.
- Это огромное судно, на борту 400 бойцов. Скорость, с которой передвигается корабль, 20 узлов. И вот мы идем со своими шестью узлами, а они рядом с нами. Бывает, обгонят нас чуть-чуть и тут же встают ждут. Чуть впереди какая-нибудь группа маленьких кораблей - может быть, обычные рыбаки, а нам с корабля сразу: “Прижмитесь к правому борту, впереди, возможно, пираты”. Так они нас сопровождали три дня - 200 миль. И, как сказал капитан, каждый день в двигателях корабля сгорало по новенькой “Феррари”. Имеется в виду, что на такой скорости расход топлива был очень большой.
Через три дня капитан принял решение оставить на яхте трех своих бойцов, которых после преодоления опасного участка должны были пересадить на встречный танкер “Ростов”.
- И вот на наш борт спрыгивают три таких “Рэмбо” - в брониках-камуфляжах, вооруженные до зубов, с “калашами” и даже “мухами”. Такие крутые парни! И их тут же как давай “полоскать”, - смеется Сергей. - Они же все время на большом корабле находились. А на ладье морская болезнь сразу взяла свое. Пришлось их к штурвалу ставить. Когда следишь за морем, тошнота не так одолевает.
Молчание - золото
Из Индии “Русич” отправился к берегам Австралии, затем в три этапа обогнул этот материк, чтобы завершить путешествие в Тасмании. За все пять этапов в экспедиции приняли участие 54 человека из Казахстана, России, Украины и Беларуси. Каждого участника Сергей Синельник как руководитель путешествия отбирал после личного собеседования.
- Минимальное количество людей, которые могут справиться с ладьей, - пять, - объясняет Сергей. - Оптимально на судне могут находиться семь мореходов. . Очень важно, чтобы в команде был нормальный психологический климат. Бывает, что человек в компанию не вписывается. У нас на одном из этапов сошел на берег известный путешественник-полярник. Он такие маршруты проходил! А с нашими ребятами не ужился. В какой-то момент он сам это понял и сошел на берег.
В команде считают, что у путешественника должно быть три основных качества: немногословность, выносливость и готовность прийти на помощь. Все остальное - дело наживное. Большинство мореходов на “Русиче” объединяет одно: они могут, не напрягаясь, довольно долго молчать. Все знают, что умение молчать в команде говорит о единстве.
С женщинами не по пути
К слову, на “Русиче” ни на одном из этапов не было женщин. И дело не только в известной моряцкой пословице о женщине на корабле. Вопрос в элементарных удобствах.
- Мужчинам со всеми санитарными и прочими удобствами как-то проще, - объясняет командор. - Специального гальюна у нас нет. Обходимся ведром или, если не сильно штормит, специальной приступочкой за бортом. Ребята с Украины там даже специальную страховку придумали, чтобы не свалиться. Но ни одна женщина таким туалетом воспользоваться не сможет. Душ у нас тоже на открытой палубе. Если все вокруг мужики - то чего стесняться? Да и с точки зрения психологии одна женщина и семеро здоровых мужчин… Все равно какие-то симпатии, антипатии, и, конечно, дело может кончиться конфликтом. Так что женщинам на нашем корабле не место…
“Русич” и “Отверженный”
Конечной точкой путешествия стал австралийский город Хобарт. Сюда путешественники пришли вечером 7 февраля, а уже наутро начался традиционный фестиваль деревянных судов. В этом году на фестивале собралось больше 200 тысяч зрителей, было представлено 550 кораблей из разных стран. Ладья “Русич” стала настоящим хедлайнером фестиваля. Ведь абсолютное большинство судов, принимавших участие в этом сейшне, были из Австралии или Новой Зеландии. Те же единицы, что прибыли из других стран, как правило, доставляли на место на специальных кораблях.
- Конечно, когда люди узнавали, откуда мы прибыли, да еще своим ходом, то на нашу ладью ходили смотреть толпами, - говорит Сергей Синельник. - Мы себя, честно говоря, иногда как в зоопарке чувствовали. Стоишь, а напротив тебя человек двадцать, и все тебя рассматривают. Вообще на фестивале было два самых популярных корабля - наш “Русич” и “Notorius”. В переводе это слово означает что-то типа “Отверженный”. Эту копию пиратской каравеллы XV века построила семья из Мельбурна. Они строили этот корабль 10 лет и теперь на нем же живут, путешествуют. В общем, фанаты те еще. Мне кажется, правда, что они там что-то покуривают… Но, в общем, люди совершенно позитивные.
Сейчас ладья “Русич” осталась на побережье Австралии. Там ее должны привести в порядок после путешествия. Скорее всего, потом ее продадут там же. А вырученные деньги будут вложены в другой, более мощный корабль. Сами же путешественники наслаждаются заслуженным отдыхом: ближайшие несколько месяцев братья Синельники намерены провести с семьями в Уральске.
Злата УДОВИЧЕНКО, Уральск