Наука проедать, или Почём подстилка для телёнка?
Казахстанские ученые-аграрии так и сыплют ноу-хау: то предлагают посыпать телят отрубями, а то... проводят сравнительный анализ русского и казахского языков!
В Министерстве сельского хозяйства точно знают, когда помидоры и мясо станут доступны каждому казахстанцу. Произойдет это ближе к 2020 году, а поможет снижению цен успешно реализованная программа реформирования отечественной аграрной науки. Соответствующий документ уже разработан и передан на утверждение в правительство. Чтобы к обозначенной дате повысить урожаи и поголовье скота, сейчас надо вложить в науку “каких-то” чуть более 200 миллиардов тенге. При этом основным оператором по использованию этих средств выступит АО “КазАгроИнновация” (КАИ), чья деятельность вызывает вопросы... у Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Об умении руководителей КАИ правильно выписывать себе премии и брать в аренду принадлежащие компании здания мы писали в начале года (см. “По самые помидоры”, “Время” от 17.1.2013 г.). Затем в редакцию пришло письмо из акционерного общества, где все доводы Счетного комитета были оспорены. Неправильно работает система государственного контроля и аудита, полагают в КАИ. Теперь в распоряжении газеты оказался проект программы реформирования отечественной аграрной науки.
В документе из 30 страниц приведено много любопытных доводов и цифр. Если сделать общий вывод, то проблемы сельского хозяйства напрямую связаны с недостаточным финансированием науки - пора, мол, исправлять такое положение вещей.
Первое, на что жалуются разработчики программы, - государство выделяет слишком мало денег на науку. В 2011 году бюджетное финансирование одного научного работника в системе КАИ составило всего 2,6 миллиона тенге. Для сравнения приводятся примеры других стран. В Аргентине правительство не такое жадное, поэтому тратит на ученого-агрария 180 тысяч долларов. А во Франции - все 580 тысяч. У нас же, утверждают авторы программы, экономия привела к тому, что сейчас сельскохозяйственной наукой занимаются исключительно пожилые люди. Средний возраст докторов наук - 62 года, кандидатов наук - 52 года, а работников младше 35 лет вообще всего 32 процента. Завлекать молодежь в аграрную науку Минсельхоз предлагает с помощью заработной платы. Планируется, что к 2016 году научный работник КАИ будет получать в полтора раза больше среднемесячной зарплаты. Соответственно, в 2020-м он сможет зарабатывать уже вдвое больше, чем обычный гражданин Казахстана.
Кроме того, большие средства необходимы на капитальный ремонт 75 процентов зданий и сооружений научно-исследовательских институтов. А тут еще половина всего лабораторного оборудования старше 20 лет. Более 60 процентов сельскохозяйственной техники работает уже свыше 15 лет. Но даже в таких сложнейших условиях “КазАгроИнновация” добивается невероятных успехов! В проекте программы так и написано: по оценке экспертов Международного центра по улучшению кукурузы и пшеницы, Казахстан вышел на 9-е место в мире по площади применения нулевой технологии. А по темпам распространения влагосберегающих технологий - и вовсе на второе место сразу после Китая. А теперь - внимание! Примерный прирост урожая пшеницы от влагосберегающих технологий в Казахстане только в 2012 году составил 720 тысяч тонн. Или в пересчете на денежный ресурс 220 миллионов долларов. Данный прирост, уточняют авторы программы реформирования отечественной аграрной науки, полностью покрывает все затраты на финансирование всей системы сельскохозяйственных исследований за 10 лет. Получается, наши ученые на старых тракторах, в лабораториях советского времени и за копеечную зарплату добиваются таких результатов, о которых никто и не знает! Если каждый год будем получать по 220 миллионов долларов только благодаря КАИ, то стране хватит и на EXPO, и на декретные, и Азиады сможем проводить каждую зиму!
Однако разработчики программы на этом не успокаиваются и продолжают активно себя нахваливать. Ежегодно сотрудники “КазАгроИнновации” передают на сортоиспытания около 50 новых образцов сельскохозяйственных культур. Государственный реестр селекционных достижений уже зарегистрировал 1768 новых сортов! Из них треть разработана отечественными учеными, а 478 созрели в стенах дочерних предприятии КАИ. Между тем на счету Министерства образования и науки всего 5 новых сортов, тыкают пальцем ученые-аграрии. Теперь вы понимаете, кто на самом деле в нашей стране занимается наукой, кому можно и нужно давать деньги, а кому - нет?
Конечно, титанические усилия нужно оплачивать достойно. Поэтому расходов предстоит много. Тут вам и строительство международных научно-образовательных центров, и покупка новой техники, и многое другое. Правда, две статьи расходов вызывают вопросы - так называемое программно-целевое финансирование (на что вынь да положь 17 миллиардов тенге) и базовое финансирование (12 миллиардов тенге). Дело в том, что заложенные сюда средства распределяются без всяких конкурсов и тендеров. Судьбу огромных денег призваны решать специально собранные комиссии. В 2012-м таким образом было потрачено 6 миллиардов тенге.
В распоряжении редакции есть стенограмма заседания научного координационного совета КАИ, где как раз обсуждались результаты “программно-целевых” исследований минувшего года. Так, например, часть средств была потрачена на покупку... специальных подстилок для новорожденных телят. Ну, конечно, только в голову казахстанских ученых могла прийти такая светлая мысль - кто бы сомневался! Еще одно прорывное предложение было принято “на ура” - выделены средства на закуп отрубей, которыми надо посыпать каждого теленка. Светила аграрной науки уверены: голодные мамаши-коровы будут изо всех сил слизывать отруби со своих малышей, и телятам будет тепло и комфортно в этом новом мире.
Но писк отечественного ноу-хау - совсем не в этих новациях, а в научных исследованиях, которые проводятся на дочерних предприятиях КАИ. Например, сотрудники РГП “НПЦ механизации сельского хозяйства” доктор технических наук БЕКЕНОВ и кандидат технических наук КУЧЕРБАЕВА совместными усилиями провели “Оценку энтропийной избыточности казахского и русского информационного текста”. Данная работа была даже опубликована в научных журналах. Человеку без специального образования трудно понять, в чем, собственно, смысл исследования. Но оно - простите уж за наглое заявление - вряд ли имеет какое-то отношение к сельскому хозяйству, к урожаю пшеницы, к приплоду скотины. Нет, безусловно, изучать энтропийную избыточность языков важно и нужно. Как и посыпать отрубями новорожденных телят, чтобы материнский инстинкт в мамашах пробуждался быстрее. Но все-таки хочется, чтобы государство потратило 203,8 миллиарда тенге на какие-то более полезные цели. Чтобы помидоры зимой не стоили тысячу тенге за килограмм, а мясо и рыбу могли себе позволить не только доктора и кандидаты наук. Способны ли казахстанские ученые-аграрии решить такие сложные задачи за наши с вами деньги?
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы