Тачка как подачка
Реально ли пересадить казахстанцев на новые автомобили, обменяв их железных коней на машины отечественного производства? Именно с такой инициативой в среду, 20 февраля, к премьер-министру Серику АХМЕТОВУ обратился депутат мажилиса Турсунбек ОМУРЗАКОВ.
По данным мажилисмена, ежегодно в Казахстане подлежит утилизации более 220 тысяч автомобилей.
- Однако в настоящее время мощности и инфраструктура, необходимые для утилизации, в республике отсутствуют, - отметил г-н Омурзаков, выступая на пленарном заседании палаты. - Сегодня в Казахстане зарегистрировано свыше трех млн. автомобилей, из них только 12 процентов были произведены не ранее семи лет назад. Поэтому нужно разработать программу по утилизации старых автомобилей и проработать вопрос обмена старых авто на новые в рамках отечественного автомобилестроения.
Между тем, по данным консалтинговой комании Qncepto, специализирующейся на изучении автомобильного рынка, в 2012 году в нашей стране было произведено 19 тысяч 94 автомобиля, что стало рекордным количеством с момента запуска в стране автосборочных предприятий. Общий объем автомобильных продаж дилерскими центрами за минувший год составил 85 тысяч 743 автомобиля.
Судя по этой статистике, количество предлагаемого казахстанцам нового транспорта не покрывает и половины автохлама, подлежащего утилизации.
А вот что об инициативе мажилисмена Омурзакова думают наши эксперты.
Сергей АКИМОВ, директор по исследованиям Общественного объединения “Казпотребнадзор”:
Дороговата ложка к обеду
- Я не замечал, чтобы в стране остро стояла проблема по утилизации старого автотранспорта. Отслужившие свой срок машины успешно разбираются в пунктах приема черного лома, причем никаких денег с их владельцев за это не берут, даже наоборот - им доплачивают. Что касается обмена старого транспорта на новый, то существующая в мире практика предполагает в этом случае значительные расходы со стороны автовладельцев. Поскольку в Казахстане пока не производится действительно “народный” автомобиль по доступной цене, реализация идеи депутата нецелесообразна. Посудите сами: минимальная цена автомобиля Chance в масле, сходящего с отечественного конвейера, составляет 10 тысяч долларов. Учитывая размер средней заработной платы по стране, большинство казахстанцев даже такую роскошь вряд ли могут себе позволить. Поэтому основной спрос на средство передвижения сегодня на вторичном рынке составляют подержанные машины в ценовом сегменте до 10 тысяч долларов.
Мурат БЕКМАГАМБЕТОВ, президент Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций:
Россия - в помощь
- Идея сама по себе отличная, но в нашей стране ее будет очень сложно реализовать. Во-первых, ассортимент производимых в Казахстане автомобилей очень скудный, трудно будет угодить всем автолюбителям. Кроме того, число морально и физически устаревшего транспорта в разы больше производимого. Конечно, если подключить к участию в реализации депутатской задумки россиян, где уровень автомобилизации выше, то в пилотном режиме в каком-нибудь регионе можно и попробовать. В любом случае, без государственной финансовой поддержки нам не обойтись, ведь в улучшении экологии заинтересованы не только люди.
Мурат МАШКЕНОВ, председатель профсоюза работников транспорта и автомобильных дорог Казахстана:
Популизму здесь не место!
- Прежде чем делать такие заявления, депутатам не мешало бы задуматься над одним из главных законов экономики - соответствием спроса и предложения. Насколько мне известно, ежегодной утилизации подлежит в 11 раз больше транспорта, чем способен произвести отечественный автопром. Чем законодатели думают заполнять эту разницу? Кроме того, нужно рассмотреть вопрос о том, чтобы на государственном уровне давать преференции тем автолюбителям, которые готовы обменять старую машину на новую, ведь даже у так называемых “отечественных” автозаводов цены на продукцию кусаются. В конце концов, не от хорошей жизни мы ездим на автохламе, который в отдельных случаях еще фору даст по качеству новому транспорту.
Ерлан КОКЕЕВ, певец, продюсер:
Надежность превыше всего
- Как говорят в народе: “Хорошая машина та, что новая”. Я бы с удовольствием пересел на новый автомобиль, даже отечественного производства, пусть даже это будет Chance костанайской сборки. Но все-таки мой подержанный “Форд Мустанг” 1998 года выпуска надежнее. На самом деле, я, как и большинство моих соотечественников, - не материалист. Мы смотрим на машину не как на роскошь, а как на средство передвижения. Потому и популярны в народе старенькие иномарки, практичные с точки зрения обслуживания.
Танирберген БЕРДОНГАРОВ, советник председателя Агентства РК по делам спорта и физической культуры:
Не по карману роскошь...
- На мой взгляд, предложение депутата Омурзакова пока нереализуемо в сегодняшнем Казахстане. Во-первых, неуместно ориентироваться на опыт высокоразвитых стран, где уровень доходов населения выше и налажен полный цикл автопрома. У нас же отверточное производство пока не дает возможности производителю транспорта устанавливать на продукцию умеренные цены. Во-вторых, я сильно сомневаюсь, что предприятия, которые займутся утилизацией подержанных машин, будут выплачивать автовладельцам реальную цену. Следовательно, каждому из нас выгоднее продать автомобиль на вторичном рынке, чтобы не оказаться в убытке, либо эксплуатировать его до полного физического износа. И судя по достаточно высокой стоимости продукции отечественного автопрома, в изменении ситуации пока никто сильно не заинтересован.
Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы