2362

Всему своё время

Что будет с алматинцами, если их заставить вставать раньше?

Всему своё время

В Алматы изменили рабочий день сотрудников акиматов. Таким образом решили бороться с дорожными пробками. Остальные идеи - на уровне рассмотрения и рекомендаций. Например, внедрение нового графика начала учебных занятий для вузов и колледжей. Но выиграют ли от этого горожане?

Сидите по домам

С началом учебного года в Алматы движение на улицах встает. Первые дни особенно напряженные. В этом году районные акиматы направляли письма в адрес предпринимателей с предложением рассмотреть возможность перевода части офисных сотрудников на гибкий или удаленный график в период с 2 по 6 сентября. Как сообщили в пресс-службе городского ведомства, они “носили исключительно рекомендательный характер”.

В госоргане признают, что поддерживают инициативу депутатов о переводе офисных сотрудников частных компаний на удаленный режим как одну из возможных мер по снижению транспортной нагрузки. Но окончательное решение о переводе принимается частниками, и диктовать правила игры чиновники не могут.

Сами же сотрудники исполнительного органа уже перешли на новый график. Начало рабочего дня перенесено с 9.00 на 8.30, при этом обеденный перерыв увеличен с 1 часа до 1,5. Для некоторых работников по соглашению сторон предусмотрен вариант гибкого графика.

- Рассматривается также вопрос перехода сотрудников других госорганов на удаленный формат. При этом основной акцент делается на оптимизацию графика работы в соответствии с законодательством, преду­сматривающим возможность перевода не более 30 процентов сотрудников на дистанционный режим, - сообщили в акимате.

Еще для снижения транспорт­ной нагрузки вузам и колледжам предложили внедрить дифференцированный график начала учебных занятий: часть учебных заведений должна заниматься с 8 часов, другая - с 10. В акимате искренне верят, что “такой подход позволит распределить поток более чем 202 тысяч студентов, обеспечив их прибытие в учебные заведения в разное время и разгрузив дороги в часы пик”. Но есть ли расчеты? Или это всего лишь очередная несбыточная мечта чиновников?

Где цифры?

По мнению экс­перта в области транспортного планирования и экологии, урбаниста Елены ЕРЗАКОВИЧ, проблема гораздо шире:

- Прежде всего на пробки влияет количество автомобилей в дорожной сети, скорость их перемещения, количество конфликтных точек и много-много других параметров. Во всем мире поняли: людям все равно нужно ездить и этого можно добиться за счет развития общественного транспорта. Плюс с заторами нужно бороться, поощряя отсутствие моторизированных перемещений на короткие участки. А для этого важно иметь безопасную пешеходную и велоинфраструктуру. И по каж­дому направлению у города должна быть своя стратегия. Какой-то сценарий нужно опробовать на одном транспортном узле, отрегулировать светофоры, чтобы машины ехали более плавно, а общественный транспорт - без заторов. Я не понимаю, что происходит с программой адаптивных светофоров, о которой нам говорили, что она решит проблему.

- Поможет или нет сдвигание рабочего дня, должны сказать транспортные планировщики, - продолжает эксперт. - Математические модели позволяют оценить, насколько улучшится ситуация, если определенное количество населения поедет, скажем, не с 7 до 8, а с 6 до 7 часов утра. Но у нас многие живут в пригороде, они и так вынуждены вставать рано. Для меня удивительно, что, имея транспортные модели в XXI веке, аналитики акимата не могут просчитать, как бы это повлияло на трафик.

По словам урбаниста, многие алматинские студенты и сейчас учатся с 8 часов утра. У многих недосып из-за перевода времени на один час назад.

- Мы не знаем, - говорит Ерзакович, - как сейчас строится жизнь алматинских студентов, нет точных данных, сколько из них учатся с 8, а сколько с 9 или 10 часов. Поэтому оценить эффективность очень сложно. В Алматы и летом были пробки. Что касается учащихся школ, то здесь подсчеты должны быть еще более точные, ведь многих детей на учебу привозят родители. График вовлеченных в эту цепочку лиц еще больше.

Не стоит отыгрываться на студентах

Понятно, что мнения молодых людей, преподавателей никто не спрашивал. Ради интереса решила опросить знакомых. Выяснилось: разброс времени начала занятий большой, зависит от учебного заведения, специальности, внутреннего расписания и многих других факторов. Причесать всех под одну гребенку просто не получится.

- Если, например, занятия с 8.30, то почти нереально начать еще раньше, даже к этому времени не все успевают, многие студенты работают допоздна, чтобы оплачивать учебу, - высказала мнение преподаватель Международной образовательной корпорации Алина ЛОБАНОВА. - В 8 часов утра начинаются уроки в школах. Мое многолетнее наб­людение - 80 процентов машин на дорогах везут школьников. Как только наступают осенние, весенние каникулы в школах, а студенты продолжают учиться, утренние пробки исчезают, ситуация кардинально меняется. Предположим, если сделать начало занятий у студентов с 10 часов утра, значит, магистранты и докторанты, которые начинают занятия после обеда, будут заканчивать в 23-24 часа, что тоже нереально.

Недосып, конфликты, стрессы

Между прочим, любое смещение привычного графика - тот еще стресс для организма! Это хорошо почувствовали миллионы казахстанцев, когда произошел перевод времени на единый часовой пояс.

- Наш организм живет в соответствии с биологическими ритмами, и любое вмешательство в них сразу отражается на психологическом состоянии, - предупреждает психолог городского центра психического здоровья Эвелина МАТКЕЕВА. - Даже полчаса сдвига могут существенно нарушить внутренний баланс. Основные риски для психики - хронический недосып и когнитивные сбои, когда человек вынужден вставать раньше, но не может раньше лечь спать. Нарушение сна приводит к усталости, снижению памяти, способности концентрироваться, повышенной раздражительности, тревожности и даже к депрессивным проявлениям. Люди становятся более конф­ликтными, менее терпимыми к стрессу. Психика хуже справляется с нагрузками, появляется чувство беспомощности, ощущение выжатого лимона, что может усиливать риск эмоционального выгорания.

Особенно тяжело переносят смену биоритмов люди, которых называют “совами”, люди с тревожными или депрессивными состояниями, а также подростки и молодежь.

Акцент - на общественный транспорт

Урбанист Даурен АЛИМБЕКОВ считает: даже если изменить рабочие, учебные графики, это даст краткосрочный эффект разгрузки улиц, а через пару месяцев ситуация вернется в прежнее русло. В качестве примера он привел проспект Аль-Фараби:

- Поначалу здесь было много светофоров - и казалось, что все они препятствуют потоку движения. Их начали убирать. Движение стало свободнее. Но через два месяца произошел обратный эффект: когда создаешь более хорошую ситуацию для машин, их становится больше.

- Я три года прожил в Барселоне. В этом городе самое большое количество автомобилей на один квадратный километр во всей Европе - 6 тысяч, что равносильно примерно 2,5 миллиона автомобилей в Алматы (сейчас у нас их более 700 тысяч). Но там нет пробок, как в нашем городе, потому что хорошо развит общественный транспорт, на каждой улице есть выделенная полоса для автобусов, - рассказывает Алимбеков. - Одна автобусная полоса позволяет перевозить такое же количество людей, как пять-девять полос автомобилей. На Аль-Фараби в среднем четыре полосы. И ни одной для автобусов. Если ее сделать, то эффект и количество перевезенных пассажиров будут такими же, будто рядом добавили еще одну улицу.

В Барселоне на каждой улице есть велодорожки. И люди имеют выбор - поехать на общественном транспорте, велосипеде, самокате или идти пешком. В Алматы это сейчас затруднительно.

Хотя ширина алматинских улиц, по мнению Даурена Алимбекова, позволяет сделать велодорожки и отдельные полосы для автобусов:

- Стандартная ширина полос 3,5 метра. В Европе средняя 2,75 метра. Ширина легкового автомобиля в среднем 2 метра, автобуса - 2,5 метра. По Аль-Фараби очень большое расстояние между машинами в рядах, во многом “благодаря” разметкам, и там спокойно можно сделать велодорожку, оставив то же количество рядов для автомобилей.

В мировой практике есть разные варианты борьбы с пробками. Елена Ерзакович привела пример Сингапура, где пассажиров стимулировали раньше вставать бесплатным проездом в общественном транспорте до 6 часов утра. В азиатских странах людей мотивируют ездить в разное время через тарифы на платных дорогах.

Елена КОЭМЕЦ, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть