2909

Адекватный ЕНПФ

Что не так с нашей пенсионной системой и можно ли ещё всё исправить?

Адекватный ЕНПФ
Фото Владимира ЗАИКИНА.

То, что мы имеем сегодня в качестве системы пенсионного обеспечения, в нашей стране появилось в 1998 году. Это новообразование было вменено нам Всемирным банком, и это есть Старый Казахстан - самое-самое концентрированное и наглядное его отображение. Поэтому мы выполняем обещания изложить рецепт устойчивости, целостности и адекватности пенсионной системы Казахстана, которая сегодня даже своими соавторами-финансистами Болатом ЖАМИШЕВЫМ и Григорием МАРЧЕНКО признана неадекватной (см. “Хорошая новость: в мире есть пенсионные системы еще хуже нашей”, “Время” от 27.6.2024 г.).

Очевидно, что пенсионное обеспечение заодно с медицинским и вообще социальным страхованием в Новом и Справедливом Казахстане должно строиться на далеко не новых, но до сих пор плохо усвоенных конституционных истинах: Казахстан - демократическое, правовое и социальное государство и единственным источником государственной власти является народ. Поэтому государство, исполняющее собственную Конституцию, обязано оберегать и развивать этот свой источник, наполнять его новыми жизненными силами и ориентировать всю свою политику именно на народный интерес.

То есть не на то, чтобы изымать у работающего народа зарплатную десятину якобы для его, народа, блага… когда-нибудь к старости, ну а пока на благо крутящих эту денежку финансовых спекулянтов, а на то, что не только к далекой старости, но и конкретно сейчас выгодно и полезно народу и во что он, народ, сам с удовольствием будет вкладываться.

Как это все организовать конкретно, скажем ниже, а пока несколько вводных принципиальных соображений-разъяснений.

Что такое в современном мире само по себе денежное накопительство - на пенсию, на медицинскую страховку, на ипотеку или вообще на депозите - для необходимой человеку уверенности в завтрашнем дне? Это не складирование золотых кружочков в собственной кубышке или в сундучке ростовщика. Современные деньги - это всего лишь учетные записи на банковских счетах, сальдо-бульдо, дебет-кредит, приход-расход.

Изымаемые у работающего ежемесячные 10 процентов заработка и часа нигде не хранятся: как они поступили из бухгалтерии на счета ЕНПФ, так тут же улетают в оборот - на покупку каких-нибудь финансовых инструментов, заемных бумаг нашего Минфина, казахстанских банков и других финансовых структур, а часть так и вообще отправляется за границу.

Финансисты, наши и зарубежные, прокручивают пенсионные накопления, пока человек работает, сотни и тысячи раз, постоянно наваривая свой спекулятивный доход. Кое-что из остатков достается и вкладчикам, чтобы те порадовались. Особенно если им не сообщать, что большая часть “доходности” элементарно выкачивается через заемные бумаги Минфина, из бюджета. То есть за счет урезания бюджетных расходов на те же самые пенсии, образование и здравоохранение.

ЕНПФ - это такой насос по выкачке денег из небогатых в основном кошельков работающих и из вечно дефицитного бюджета в полезный только спекулянтам накопительный пузырь.

Рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

Бюджет современного государства - это своего рода сердце в кровенос­ной системе, тоже насос по перекачке налогов и сборов в оплату ежечасных и ежегодных потребностей государственного, экономического и социального организма. Поступающая денежка в бюджете не задерживается - сразу уходит на поддержание того, что сейчас жизненно необходимо и источнику власти - народу, и самой власти тоже, например городской канализации, или вообще ЖКХ, или национальной энергосистемы.

Отсюда очевидный ответ на ключевой вопрос, где и государству, и самим же гражданам наиболее надежно и выгодно все 40-50 лет трудовой жизни хранить пенсионную денежку: в канализации, конечно! Равно как в тепловых и электрических сетях, в котлах и турбинах электростанций. Потому что эти объекты в отличие от финансовых бумажек никуда не исчезнут, а спущенная в канализацию пенсионная копейка до старости сто и тысячу раз обернется, обновится-укрепится и в необходимый момент будет извлечена и вручена пенсионеру чистой и приятно пахнущей обеспеченной старостью.

Кому в правильно устроенном государстве гражданин, если у него завелась возможность накапливать денежку, должен нести ее на хранение и к кому, если жизнь заставляет обращаться за кредитом, должен обращаться гражданин? В Старом Казахстане ответом было “к банкиру-ростовщику, под его коммерческую выгоду”. Но это неправильный алгоритм. В Новом и Справедливом Казахстане эти функции обязано взять на себя государство!

Еще: если поступающий в бюджет денежный поток, в том числе из Национального фонда, сей же час расходуется на множество текущих экономических и социальных нужд и если, кому и сколько выделять денег, решают чиновники в министерствах и акиматах, то не стоило ли хотя бы часть этого бюджетного распределения, дотаций и субвенций доверить самим гражданам? Разве самая финансово необразованная мать семейства не сообразит лучше самого финансово искушенного чиновника, на что ей потратить предоставляемую государством денежку: на оплату услуг ЖКХ, школьных завтраков и спортивных секций для детей или на закуп фермерской продукции. Деньги ведь все равно придут к адресатам господдержки, но уже через конкуренцию за покупателя.

И последний перед изложением конкретных предложений ключевой вопрос и очевидный ответ. Чего сейчас, если государство всерьез попыталось бы развивать местное, а не экс­портно-сырьевое производство, больше всего не хватило бы? Понятно чего - платежеспособности покупателя, которым на внутреннем рынке выступает народ Казахстана. Если в семейных бюджетах казахстанцев больше половины уходит только на пропитание - все, это не только социальный, но и чисто экономический тупик! В Новом Казахстане народ должен обрести платежеспособность. Это и есть двигатель экономического развития. Отсюда простые и очевидные предложения.

ЕНПФ все-таки должен объединиться с фондами медицинского и социального страхования, а все взносы с работников и с работодателей лучше трансформировать в один платеж: 10 процентов от заработка. Причем смысл вовсе не фискальный, а учетный: это учет трудового стажа и трудового вклада граж­данина.

Вы скажете: денег на пенсии и лекарства не хватит! Потерпите, не только хватит, но и станет много больше!

Часть (для начала - одна пятая) бюджетного транша из Нацфонда распределяется по накопительным счетам вкладчиков ЕНПФ, половина - на равной основе, другая - для стимулирования накоплений, в том числе добровольных. А именно: общая доходность на счетах ЕНПФ обеспечивается выше, чем депозитов в коммерческих банках.

По желанию вкладчиков ЕНПФ выкупает их кредиты в коммерческих банках и переводит на обслуживание на бесприбыльной основе. В свою очередь ЕНПФ предоставляет вкладчикам под залог их накоплений бесприбыльные кредиты на обзаведение жильем, образование и лечение, другие полезные направления.

Вкладчики получают право тратить расписываемые по их счетам транши на оплату услуг или приобретение продукции национальных производителей, из числа поддерживаемых государством. Могут тратить, могут копить.

Свободные от текущих выплат средства ЕНПФ инвестируются в находящуюся под государственным тарифным контролем электроэнергетическую, коммунальную и транспортную инфраструктуру, а также идут на текущие бюджетные расходы по важным экономическим и социальным направлениям.

Вот, собственно, и все.

Считайте: 19 триллионов тенге не работающих ныне накоплений ЕНПФ, плюс столько же на депозитах в частных банках, минус выкуп такого же объема кредитов, плюс пара триллионов ежегодных поступлений в ЕНПФ, плюс еще триллион от прекращения выкачки из бюджета “доходности” пенсионного фонда, плюс триллион-полтора дополнительных к бюджету инвестиций в инфраструктуру…

Стоит только вырвать накопительную пенсионную систему из цепких рук “финансистов”, сразу оживится как экономика, так и социалка. Вопрос только в том, как вырвать…

Пётр СВОИК, член общественного совета при ЕНПФ

Поделиться
Класснуть