Бюджет пока нам может только сниться
Казахстан застыл в мировом рейтинге открытости госказны
Мы снова получили 63 балла из 100, такой же показатель был в отчетном финансовом 2020-2021 году. Эксперты объяснили, почему так случилось.
Индекс прозрачности бюджета среди 125 стран мира публикуется раз в два года. Руководитель центра исследований “Сандж” Жанар ДЖАНДОСОВА представила результаты рейтинга за 2022-2023 год, где Казахстан повторил свое прошлое достижение. Что касается соседей, то Грузия в свежем рейтинге получила 87 баллов из 100, Азербайджан - 67, Россия - 66, Турция - 64.
- Почему мы отстаем? Оказывается, многие вещи мы можем легко исправить. Половина всех вопросов относится к проекту бюджета. В нем у нас, во-первых, совершенно нет исторических данных. Мы уже на протяжении 10 лет говорим Минфину, чтобы включили хотя бы данные за предыдущие два года. Мы планируем 3-летний бюджет, но почему-то в этом документе никак не можем представить предыдущие годы. Это значит, что мы не можем извлекать уроки и анализировать свои ошибки. Если бы эту информацию включали в бюджет, то мы бы получили уже 72 балла в рейтинге! И мы бы обошли Турцию, Азербайджан и Россию. Это не стоит никаких денег, - выступила Джандосова.
Казахстан недобирает баллов и из-за отсутствия “экономической классификации”. Сейчас в казахстанском бюджете видно, сколько денег тратится по сферам (в частности, на образование, оборону, социалку), на ведомства (МВД, Минэкологии, Миннауки и так далее), но нет данных о том, сколько из бюджета выплачивается на зарплаты, премии, командировки и капитальные расходы. В мировом рейтинге эту строчку называют важным показателем, по нему можно оценить справедливость этих расходов.
- В-третьих, нашим огромным упущением является то, что президент своим указом может смещать главу Высшей аудиторской палаты. В других странах высший аудитор назначается на 10-20 лет и никто, включая президента, не имеет права его смещать с этой должности. Мы должны добиваться того, чтобы глава ВАП был независимым от любой власти, - полагает Джандосова.
Казахстан получил нуль баллов по внебюджетным фондам. Потому что средства, которые проходят через них, отметила эксперт, расходуются непрозрачно. Это касается и фонда “Казахстан халкына”, оказывающего адресную помощь, а также спецгосфонда, куда зачисляются возвращенные государству незаконные активы. И поскольку фонды не относятся к госучреждениям, у них другой вид ответственности и подотчетности.
- Я хочу обратить внимание на то, что 40 процентов от зарплаты казахстанцев выплачивается в бюджет и внебюджетные фонды: госфонд соцстрахования (ГФСС), фонд соцмедстрахования и пенсионный. Отчисления в эти три внебюджетных фонда за прошлый год составили более 4 трлн тенге. Это почти 20 процентов от всего бюджета нашей страны! На данный момент республиканский бюджет не включает контроль за этими фондами, что приводит к отсутствию полноценного парламентского надзора за их расходами. Это позволяет использовать средства из этих фондов без полного контроля, - отметил представитель группы компаний “Учет” Максим БАРЫШЕВ.
Низкие баллы в индексе Казахстан получил и за то, что общественность не участвует в обсуждении бюджета в правительстве и парламенте.
- Парламент и правительство не рассматривают альтернативные оценки доходов и затрат бюджета. Хотя есть большие сомнения в том, что правительственные выкладки делаются правильно, потому что, как только принимается бюджет, сразу же начинается его корректировка. В год у нас проходит 7-8 корректировок! В результате в 2022 году у нас по доходам разница составила 3 трлн тенге, а по затратам - 2 трлн тенге. А за 2023 год разница дошла уже до 6-7 млн! Представьте, огромная часть бюджета приходится на корректировку бюджета. И ВАП об этом тоже говорит, - обратила внимание Жанар Джандосова.
Директор департамента отчетности и статистики госфинансов Минфина Зайфун ЕРНАЗАРОВА поспешила заверить спикеров, что в работе над новыми Налоговым и Бюджетным кодексами многие проблемы будут сняты. Например, в годовом отчете правительства уже начнут охватывать доходы и расходы внебюджетных фондов. Что касается участия НПО и экспертов в обсуждении бюджета, то этот вопрос обещают решить, но постепенно.
У чиновницы спросили о перспективе участия простых казахстанцев в обсуждениях бюджета. Она была непоколебима:
- Это вопрос бюджетной и финансовой грамотности. Население не знает, что такое республиканский бюджет, как считать бюджет, какие расчеты проводятся, какие бывают классификации… В дальнейшем, возможно, мы дорастем до такого уровня, что мы с вами на равноправных условиях будем говорить о проблемах бюджета в нашей стране и начнем решать их вместе.
Тогжан ГАНИ, Астана