7119

Опять повернём время вспять?

Споры вокруг перевода стрелок часов не утихают до сих пор. Недавно казахстанцы разместили на портале epetition.kz петицию с требованием вернуть прежние часовые пояса, объясняя это тем, что из-за перевода времени на час назад у жителей некоторых регионов ухудшилось здоровье и повысились затраты на электроэнергию

Опять повернём время вспять?

Петицию автор адресовал президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, министерствам энергетики, здравоохранения, труда и социальной защиты, а также КазНИИ онкологии и радиологии.

“В Казахстане уже в полной мере ощутили сразу несколько проблем, связанных с недавним переводом времени на час назад. Средний чек при жизненно необходимом потреблении электро­энергии на 1.4.2024 года составил порядка 17 000 тенге. Если проецировать на перспективу, то перевод времени существенно увеличит эти расходы, особенно в осенне-зимний период. Увеличение продолжительности темного времени суток вынуждает население включать освещение раньше, что как свершившийся факт приводит к росту потребления электроэнергии и, соответственно, к дополнительным расходам”, - уверяет автор петиции.

Указал он и на физический, и на психологический дискомфорт жителей из-за несоответствия биоритмов человека и графика работы, учебы и отдыха, что привело к повышенной утомляемости, снижению работоспособности и ухудшению качества сна.

“Мы, жители Казахстана, настоятельно просим вас отменить перевод времени. Это позволит устранить несоответствие биоритмов человека и искусственно установленного графика времени, улучшить самочувствие населения и снизить риск развития онкологических заболеваний, рахита, иммунодефицита и психологических расстройств”, - говорится в тексте обращения.

Вице-спикер мажилиса Альберт РАУ в разговоре с корреспондентом “Времени” напомнил, что много лет костанайцы добивались изменения часового пояса в их регионе.

- Я их поддерживал. Когда приезжал домой в Лисаковск, особенно зимой, всегда видел разницу: в Астане в 8.00 было уже более-менее светло, а в Костанайской области темно, поэтому там и добивались перевода времени на час назад. Как можно было правительственным постановлением Кызылорду и Костанай, которые находятся на одной долготе, поместить в разные часовые пояса? Это было совершенно неправильно. Есть меридиан, по которому устанавливается соответствующий часовой пояс.

Костанайцы в основном удовлетворены, но задаются вопросом: а как сейчас со световым временем в Восточно-Казахстанской области? Поэтому все-таки анализ нужен, хотя бы в течение года надо изучить все аспекты и затем принимать решение, - считает Рау.

Депутат мажилиса Марат БАШИМОВ заметил, что с переводом времени на час назад многим детям по утрам стало легче просыпаться:

- У нас север, разбудить детей и самим встать в 7 утра не так легко. Теперь казахстанцы спят на час дольше. С этой точки зрения, конечно, перевод часов полезен.

А экономист Марат КАИРЛЕНОВ считает, что с учетом развития технологий особого влияния на проведение деловых встреч и совещаний часовые пояса не оказывают:

- Если чиновники не могут в одно время проводить совещания, это слабое оправдание для установления единого времени по всей стране. Я бы не сказал, что у нас сверх­высокое качество гос­управления, чтобы подстраиваться под чиновников. Мне кажется, разумнее даже три часовых пояса ввести, потому что Казахстан - большая страна. Я не видел никаких исследований, анализа регуляторного воздействия, глубокого обоснования перехода на единое время по стране, поэтому считаю это решение спорным. А оно, на минуточку, затронуло все 20-миллионное население республики.

По словам Каирленова, необходим четкий расклад, например, что в таком-то регионе затраты домохозяйств на электроэнергию вырастут на столько-то процентов, а в бизнесе сократятся, в итоге получаются такие-то плюсы и минусы. Это же несложно подсчитать. Поэтому данный вопрос нужно досконально изучать, чтобы не допускать лишних расходов, потому что население у нас бедное. Лишь в 2007 году, напомнил экономист, расходы на питание граждан составляли 36 процентов от доходов, а сейчас - 52 процента, как в самых бедных странах Африки южнее Сахары.

- Когда деловое время не совпадает с биологическим, это неправильно. В Астане сейчас в 4.30 рассвет, а закат в 19.30. Было бы разумнее, если бы солн­це садилось в 20.30, чтобы вечером можно было погулять, сделать какие-то дела. Когда световой день длиннее, качество жизни повышается. Люди больше гуляют, отдыхают, растет экономическая активность, соответственно, растет и ВВП, 70 процентов которого занимает как раз таки сфера услуг, - полагает Марат Каирленов.

Депутат мажилиса Екатерина СМЫШЛЯЕВА тоже отметила, что у нашей страны очень большая территория, которая охватывает несколько часовых поясов, поэтому любое решение в сторону установления единого времени будет не биологическим и не географическим, а социально-экономическим. И никогда не будет устраивать все регионы.

- Даже внутри одного региона у жителей могут быть похожие биологические, но совершенно разные экономические ритмы. Школьники, пенсионеры, работники сельского хозяйства или промышленности предпочитают разное время рассвета и заката. То есть решения, которое устроит всех, наверное, нет. Решение принимало правительство, но во время его публичного обсуждения даже в стенах парламента среди депутатов не было единого мнения, ведь все из разных регионов и сфер, - рассказала мажилисвумен.

Световой день, отметила она, влияет не только на здоровье (этот аргумент чаще всего приводится общественниками), но и на бюджеты. Счета за электроэнергию - один из побочных эффектов перевода стрелок.

- Что касается моего личного восприятия нового времени в Астане, к переводу часов адаптировалась быстро. Для моей родной Костанайской области текущее время гораздо ближе к естественному часовому поясу, чего не скажешь о востоке, - заключила Екатерина Смышляева.

Рисунок Игоря КИЙКО

Кстати, Казахстан не единственная страна, в которой введено единое время. Например, наш огромный сосед Китай живет по пекинскому времени. Правда, китайское правительство не переводило стрелки часов на столичное время. Здесь высчитали среднее, которое стало приемлемым для всех регионов и большинства населения. А не так, как у нас: 85 процентов населения “подчинились” 15 процентам только для того, чтобы вторые перестали испытывать дискомфорт.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть