1590

Всесильный Минсельхоз и бессильный АПК

Министерство сельского хозяйства выставило на портале “Открытые НПА” проект национального проекта (уж извините за терминологию) по развитию агропромышленного комплекса на 2024-2028 годы. Название скромное - “Сильный АПК”. Срок обсуж­дения - до 10 мая. Мы с вами успеваем.

Всесильный Минсельхоз и бессильный АПК
Фото Владимира ЗАИКИНА

Стартовые условия

В преамбуле сплошь проблемы: отсутствие оборотных средств, льготных кредитов, низкое качество семян, низкое внесение удоб­рений, изношенная и морально устаревшая техника, недостаточное орошение, низкая урожайность и низкая продуктивность в животноводстве, слабая кормовая база, недостаточный генетический потенциал, низкое научное обеспечение, старение научных кадров.

Цель же обозначена однаединственная и не такая уж скромная: увеличение объема валовой продукции в два раза. Очень политкорректно с учетом поставленной главой государства задачи по удвоению ВВП к 2029 году. Руководство Минсельхоза, получается, собирается отрапортовать о досрочном выполнении плана, а под такую цель, глядишь, и досидеть на должности.

Что же просит Минсельхоз под удвоение аграрного производства? Конечно денег!

Всего 15,7 трлн тенге, в том числе из республиканского бюджета 9,4 трлн, из местных - 2,5 трлн, и кто-то еще должен внести или занять 3,8 трлн тенге. Две трети этой суммы - 10,5 трлн - возвратные (читай: кредиты). Остальные уйдут безвозвратно - хорошо бы, чтобы не только на семена и горючку, но и на приращение производственных мощностей. Как-никак, а объемы АПК надо удваивать!

Деньги счёт любят

Счет на триллионы кажется впечатляющим, на самом деле денег надо в разы больше! Сами смотрите: в прошлом году валовая продукция АПК - 8,7 трлн, то есть всего 7,3 процента от ВВП, а ведь на селе все еще остаются жить 38 процентов казахстанцев. Инвес­тиции в основной капитал аграрного сектора по прошлому году - 974 млрд тенге, это всего 11 процентов, тогда как только для обновления мощностей полагалось бы процентов 25 и для удвоения производства еще столько же.

Кредиты сельскому хозяйству по состоянию на март - 48 млрд тенге, предприятиям переработки сельхозпродукции - 55 млрд тенге. Жалкие копейки против потребности!

Однако потянет ли бюджет хотя бы то, что скромно просит Минсельхоз?

Смотрим закон о бюджете. На этот год по строке “Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения” на все про все заложено 263 млрд тенге в рес­публиканском бюджете и 712 млрд в местных. Плюс 367 млрд бюджетных кредитов. Итого 1338 млрд. А в проекте нацпроекта проставлена сумма 1933 млрд - на 595 млрд больше. Неужели разработчики не сообразили свериться с бюджетом уже идущего года?

Бюджет, кстати, утверждается сразу на три года. На

2025-й в республиканском бюджете предусмотрены те же 263 млрд, а на 2026-й так и вообще 211 млрд тенге. В местных тоже никакой эскалации. Тогда как в проекте нацпроекта космический взлет: 2025-й - 3620 млрд, 2026-й - 3746 млрд, 2027-й - 3887 млрд тенге!

Теперь понятно, почему в Минсельхозе демонстративно наплевать на бюджет: не их масштаб!

Как пилили, так и будут пилить

Впрочем, есть вполне практическое объяснение игнорирования Минсельхозом бюджетных реалий: сколько денег, столько и песен! Коль скоро запрашиваемые суммы трехкратно больше выделяемых, не будет вам никакого роста ВПК. А будет привычный раздел-распил бюджетных дотаций, субвенций и льготного кредитования. Благо суммы в триллион и еще три с лишним сотни миллиардов тенге ежегодно тоже вполне хватает на столь увлекательное занятие. При этом основная масса гос­поддержки достается даже не селу, а банкам, выдающим субсидированные кредиты.

Принципиальное замечание: никакого иного финансирования сельского хозяйства, кроме бюджетного, нет!

Спрашивается: а почему тогда наше сельское хозяйство, сидящее сплошь на государственном финансировании, частное?

И почему государство, вколачивая в агропром по триллиону, ничего с этого не имеет? Вернее, имеет отдачу налогов в бюджет… какой, думаете, величины? Знающие люди утверж­дают: всех налогов с сельского хозяйства… около 50 млрд тенге. Считайте, отдача пять процентов от затрачиваемого.

Странно получается, в правительстве все на круг крутые рыночники: государство плохой менеджер, опора на частную собственность и предпринимательство, нерентабельный бизнес подлежит банкротству и удалению с рынка и все такое. Спроси любого из наших рыночников, как называется инвестор, не отбивающий свои затраты, но все равно тратящий и тратящий деньги на провальное дело. Сразу скажут: лох.

Но отнюдь не лохи деятели, сидящие на распределении гос­поддержки, составители бесчис­ленных прожектов по развитию АПК, равно как и несчетное количество руководителей Минсельхоза, меняющихся с регулярностью сельхозсезонов.

Прыжок с кульбитом

Анекдот про грабли - он ведь тоже из сельскохозяйственной тематики. И предыдущее наступание на те же грабли бюджетного финансирования случилось совсем недавно: в конце 2021-го был утвержден нацпроект по развитию АПК на 2021-2025 годы. Цель там была нарисована даже еще более крутая: повышение производительности труда сразу в два с половиной раза. Считай, на столько же выросла бы и продукция АПК, если бы тот нацпроект тихо-мирно не был поставлен на утрату еще в прошлом году. А ведь всего-то и запрашивалось по нему из бюджета 2,7 трлн тенге на пять лет.

Вообще-то весь пакет из девяти нацпроектов был поставлен на утрату как раз из-за отсутствия финансирования. Но, судя по заявленным 15,7 трлн, новая команда Минсельхоза решила прыгать на те же грабли с разбегу!

Впрочем, оставим зубоскальство. Как же на самом деле удваивать АПК, а по-хорошему учетверять?

Прежде всего, да, финансирование надо увеличивать кратно, одним бюджетом этого принципиально не потянуть. Нужно целевое инвестирование и кредитование, то есть принципиально иная политика Нацио­нального банка. Мы об этом не раз говорили и продолжим говорить, но это отдельная тема. А начинать надо с правильной постановки задачи. Какой?

Мы возродим аграрный сектор, чтобы жить и работать на селе было не менее престижно, чем в больших городах. Направим триллион тенге на развитие сельскохозяйственной кооперации с охватом более миллиона сельчан. Можно и дальше цитировать предвыборную программу президента, но кооперация - это главное.

Пока же сам Минсельхоз жалуется, что кооперативов мало, а из созданных половина вообще формальна. Да, колхоз - дело добровольное, но…

Вступай, товарищ, к нам в колхоз!

Почему бы государству, коль скоро именно оно и финансирует аграриев, самому не стать кооператором-учредителем? То есть кооперативы на правах государственно-частного партнерства учреждаются при всех райцентрах и крупных селах-аулах из расчета охвата всех сельско­хозяйственных территорий, из расчета оптимального использования земельных и водных ресурсов и из расчета обеспечения занятости всего сельского населения с запасом.

И после такого учреждения вся государственная поддержка АПК идет через кооперативы согласно заявленным ими планам развития. При этом целевое распределение господдержки осуществляется уже не министерскими и акиматовскими чиновниками, а избранными членами правления кооператива.

Соответственно, Министерство сельского хозяйства, как организатор и участник сельской кооперации, отвечает за конечный результат. Вот такой национальный проект мы бы поддержали!

Пётр СВОИК, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть