Мост между Востоком и Западом
В столице Казахстана 20-21 июня в рамках Астанинского процесса состоялась 20-я международная встреча по Сирии. Многие влиятельные аналитики рассматривают переговоры, проходившие в Астане с 2017 года, как успешную модель урегулирования региональных кризисов мирным путем.
Эксперт из Казахстана по Ближнему Востоку председатель общественного фонда “Мировое наследие аль-Фараби” Акмарал БАТАЛОВА ответила на вопросы редактора мировых новостей газеты Aidynlik Али Эрдема КЁЗА в интервью для международного журнала BRIQ7.
- Астанинский процесс внес значительный вклад в урегулирование сирийского вопроса. Что, по вашему мнению, явилось ключом к успеху этой модели?
- Казахстан - мирная дружественная страна, мы имеем партнерские связи со всеми своими соседями по региону, поэтому Астанинская площадка как нейтральная платформа для переговоров по разрешению конфликтов является идеально комфортной для всех, а такие словосочетания, как The Astana Process, The Astana guarantors, The Astana trio, стали устойчивыми терминами в международной лексике при обсуждении ближневосточной тематики.
Астанинский процесс по мирному урегулированию сирийского кризиса стал ярким примером успешности, поскольку в его рамках впервые удалось начать переговоры между непосредственными участниками конфликта - правительством Сирии и вооруженной оппозицией. Самое важное, что были остановлены боевые действия, гибель множества мирных людей. Соглашение о создании четырех зон деэскалации вооруженного конфликта, подписанное в мае 2017-го, способствовало снижению накала вооруженных столкновений и началу процесса национального примирения. Сейчас участники Астанинских переговоров занимаются не менее важными вопросами: возвратом беженцев, обменом пленными и телами убитых, поиском пропавших без вести, организацией поставок гуманитарной помощи и в целом экономическим восстановлением страны.
Особенность Астанинского процесса заключается еще и в том, что впервые в истории международных отношений переговоры по достижению мира на Ближнем Востоке проходили не традиционно в европейских или арабских столицах, а в центре Евразии.
Астанинский формат также уникален примером того, как плодотворно могут взаимодействовать между собой крупные региональные игроки: суннитская Турция и шиитский Иран, а также Анкара как член НАТО и Москва с Тегераном - как ее оппоненты. К тому же именно переговоры в нашей столице предотвращают разделение Сирии между внешними и внутренними участниками конфликта и помогают сохранить территориальную целостность страны. Это - важная часть совместных заявлений стран-гарантов после каждого раунда переговоров в Астане. Этот пункт был также включен и в недавнее заявление министров обороны четырех стран: Турции, Сирии, Ирана и России - на встрече в Москве 25 апреля.
Именно такой подход к разрешению любых кризисов - с равным учетом национальных интересов всех сторон, без какого-либо доминирования или навязывания мнения одним из игроков - позволяет говорить о том, что переговорный опыт международных встреч на Астанинской платформе должен быть учтен, развит и использован для дальнейшего миротворческого процесса и создания архитектуры безопасности во всем регионе.
- Украинский кризис продолжается уже 14-й месяц. Как вы оцениваете причины и подоплеку этого кризиса, который привел к столкновению России с США и НАТО, в контексте баланса сил в мире, целей и задач Соединенных Штатов, а также позиций РФ и Китая?
- Я уверена, мы все понимаем, что конфликт между Россией и США/НАТО начался гораздо раньше, а не с украинского кризиса. Мюнхенскую речь президента ПУТИНА, вернее, реакцию западных стран на эту речь, можно считать движущей силой Второй холодной войны. В своей речи на конференции по безопасности в Германии в 2007 году президент России заявил, что навязывание однополярной модели мира, то есть правовой системы одного государства, а именно Соединенных Штатов, всем остальным государствам “не только неприемлемо, но и невозможно” и что единственным механизмом принятия решений относительно применения военной силы может быть только Устав ООН.
Он также отметил, что несоблюдение США договора об обычных вооруженных силах в Европе нарушило гарантии безопасности, данные Западом во время распада СССР. Как мы знаем, до начала конфликта в Украине уже было три волны расширения НАТО на восток, к границам Российской Федерации. А в 2021 году Путин трижды призывал западных лидеров собраться вместе, чтобы обсудить правила игры в контексте геополитической и геоэкономической трансформации мира, и еще раз предложил европейским странам создать единую для всех архитектуру неделимой безопасности.
К сожалению, Запад не принял инициативы российского президента. США и ЕС также проигнорировали “красные линии”, которые Москва обозначила во время встречи двух президентов, Путина и БАЙДЕНА, в июле 2021 года, а также в ходе переговоров Россия - НАТО и Россия - США в ноябре и декабре того же года.
Западные страны восприняли речь Путина в Мюнхене в 2007 году не как призыв изменить текущую геополитическую ситуацию с учетом национальных интересов других государств, а как вызов мировому порядку, основанному на их собственных представлениях о нем.
Сейчас очевидно, что однополярная мировая система обнулилась не только из-за вмешательства России в Украину. Другие крупные государства, такие как Китай, Индия, Турция, Бразилия, страны Африки, большинство стран Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и всего исламского мира, стремятся укрепить свой государственный суверенитет и хотят, чтобы их национальные интересы учитывались другими участниками международных отношений.
Теперь мир стал свидетелем того, что военные действия в Украине, активно поддерживаемые Соединенными Штатами, превратились в войну между Россией и европейскими членами НАТО. Если мы вернемся к истории и вспомним, что основными причинами Первой и Второй мировых войн были попытки Вашингтона помешать прочному политическому и экономическому союзу между Россией и Германией, то лучше поймем, почему был взорван газопровод “Северный поток-2” и почему сейчас бушует война в центре Европы.
Добавлю, что стремление США лишить Россию базы Черноморского флота в Севастополе и попытки Вашингтона ограничить доступ РФ к Черному морю, а также возможность размещения военных баз на территории Украины в непосредственной близости от российских границ в Кремле рассматривались как жизненно важная стратегическая угроза безопасности страны. К сожалению, эти опасения не были приняты во внимание.
Таким образом, переплетение взаимно противоречащих интересов геополитических, региональных, местных игроков и исторических предпосылок привело в конечном итоге к той кровавой бойне, которая уничтожает сейчас два славянских народа, держит в напряжении весь регион и ставит мир на грань ядерной катастрофы.
- Шанхайская организация сотрудничества расширяется, охватывая страны, которые были разделены в течение и после холодной войны. Кроме того, глобальные усилия, направленные на экономическое сотрудничество, такие как БРИКС и инициатива “Один пояс - один путь”, становятся все более популярными. На этом фоне как вы оцениваете усилия Соединенных Штатов по расширению НАТО, а также их деятельность по активизации партнерства с Азией?
- Различия между политикой США и Китая заключаются, как вы правильно заметили, в разнице методов. Китай использует ШОС как инструмент для расширения своего влияния с помощью экономического сотрудничества. НАТО же необходима США для усиления их глобального влияния с помощью силовой, военной экспансии. Притом что цели обеих супердержав в получении доступа к минеральным ресурсам и рынкам Азии схожи. Пекин пока не навязывает свои идеологические ценности партнерам и не стремится к смене их политических режимов. Если же мы обратим внимание на основополагающие документы США, например на стратегии национальной безопасности и национальной обороны, другие общедоступные документы, то заметим, что Соединенные Штаты называют Китай и Россию своими стратегическими противниками. В доктринальных документах, принятых в ноябре 2022 года, весь мир именуется зоной национальных интересов США.
Согласно нынешнему определению стратегов Белого дома, мир разделен на основе угроз, исходящих от Китая и России. По их мнению, Россия напрямую угрожает свободной и открытой международной системе, “безрассудно попирая фундаментальные законы международного порядка”. Напротив, КНР является единственным конкурентом, имеющим как намерение изменить международный порядок, так и во все большей степени экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели. Другими словами, по мнению американских стратегов, Китай представляет собой самый серьезный и системный вызов для США. Россию же они считают угрозой для жизненно важных национальных интересов как внутри Соединенных Штатов, так и за их пределами.
Хотя это преподносится как сотрудничество с растущей сетью союзников и партнеров США для достижения общих целей, очевидно, что Соединенные Штаты нуждаются в НАТО как в военном инструменте для поддержания и усиления своего глобального влияния посредством военной экспансии. Было бы, мягко говоря, наивно оценивать события в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и других странах вне контекста военного вмешательства США.
Азиатские же государства, напротив, в первую очередь заинтересованы в стабильном развитии своих экономик и готовы к экономическому сотрудничеству со всеми странами. Азия сегодня пытается стать центром притяжения или равновесия, желая создать безопасное будущее, в котором экономики всех стран региона могут быть сбалансированы и будут обеспечены общие условия для мирного сосуществования.
- Казахстан и некоторые другие центральноазиатские республики являются членами Организации тюркских государств - с одной стороны, ШОС и Организации Договора о коллективной безопасности - с другой. Некоторые аналитики утверждают, что ОТГ направлена против России и Китая. С учетом этого мнения как бы вы оценили инициативы ОТГ в отношении развивающихся стран, ориентированных на Азию?
- Казахстан является родиной тюркского мира, поэтому он заинтересован в дальнейшем развитии и укреплении всестороннего взаимодействия народов братских стран. Сама Организация тюркских государств, как и Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Тюркская парламентская ассамблея, Тюркская академия, была создана по инициативе Казахстана для культурно-духовного сближения тюркских народов.
Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ предложил обеспечить взаимную открытость архивов тюркских стран и составить дорожную карту по изучению общего письменного наследия наших народов, а в дальнейшем на этой основе создать “Цифровую библиотеку”. Очень важно изучать, сохранять и передавать бесценное наследие древней тюркской цивилизации будущим поколениям.
Очевидно, что современные геополитические и геоэкономические противоречия оказывают негативное влияние на экономику и транспортно-логистическую систему Евразийского континента. Поэтому сегодня особенно актуально способствовать укреплению пояса стабильности, объединяющего наши государства.
Население тюркских государств составляет около 150 миллионов человек, общая площадь этих стран превышает 4,5 миллиона квадратных километров, их общий ВВП оценивается примерно в 1,5 триллиона долларов и занимает 13-е место в мировой экономике. При этом взаимный товарооборот между нашими странами составляет всего 4 процента от общего объема внешней торговли. Остальная часть приходится на долю третьих стран.
Именно поэтому на саммите ОТГ в Самарканде в сентябре прошлого года было принято решение развивать такие стратегические направления сотрудничества, как торговля и транспорт. К тому же территории государств - членов организации являются связующим звеном между Западом и Востоком, Севером и Югом. Примером тому является Транскаспийский международный транспортный коридор, который пролегает через три страны тюркского мира: Турцию, Азербайджан, Казахстан - и соединяет Китай со странами Европы. Страны - члены ОТГ заинтересованы в увеличении грузопотока, координации логистики и в поиске альтернативных путей существующим железнодорожным и автомобильным маршрутам. Казахстан, например, выделил на развитие отрасли транспорта и логистики 35 миллиардов долларов за последние 15 лет и до 2025 года намерен привлечь еще 20 миллиардов долларов инвестиций.
Думаю, из сказанного понятно, что ОТГ - это межгосударственная организация, созданная с целью расширения взаимодействия тюркоязычных стран в политике, экономике, науке, образовании, транспорте и туризме.
На мой взгляд, на данном этапе ее уставные и программные документы, включая стратегию ОТГ, принятую с целью выполнения программы “Перспективы тюркского мира-2040”, никоим образом не вступают в противоречие с целями и задачами ни ШОС, ни ОДКБ, ни тем более с принципами дружбы, партнерства и взаимовыгодного сотрудничества между странами тюркского мира, Россией и Китаем. Будем надеяться, что так будет и в будущем.
(Мы публикуем перевод материала с английского языка с незначительными сокращениями).
Кстати
Жест доброй воли
В связи с завершением Астанинского процесса МИД Казахстана выступил с заявлением.
В нем напоминается, что “данный формат был создан как дополнительная площадка для переговоров к Женевскому процессу и предназначался для решения конкретных практических задач по прекращению конфликта”.
В настоящее время его первоначальные цели - создание зон деэскалации, прекращение кровопролития между конфликтующими сторонами и предотвращение масштабного гуманитарного кризиса - достигнуты, говорится в заявлении.
Сегодня в регионе Ближнего Востока “отмечается стремление к восстановлению отношений арабских государств с Дамаском”. “Возобновлено членство Сирии в Лиге арабских государств. Братская нам Турецкая Республика намерена нормализовать отношения с дружественной Сирией”, - подчеркивает казахстанский МИД.
Все это “с твердой уверенностью можно расценивать как успешный результат усилий т. н. Астанинского процесса по Сирии”, отмечается в заявлении.
Вместе с тем “Казахстан готов рассмотреть возможность возобновления процесса в качестве жеста доброй воли с учетом хода переговоров на других площадках и ситуации в Сирии в целом”, если стороны об этом попросят.