Возврат законно-незаконного
Не все знают, но большая часть вывезенных из Казахстана неправедных богатств выведена вполне легально. Вот эту легализацию и пора прекращать
Сразу после вступления в силу обновленной Конституции, начиная с того что земля и ее недра теперь принадлежат народу, Касым-Жомарт ТОКАЕВ создал межведомственную комиссию по возврату незаконно вывезенных за рубеж средств. Сколько бы это могло быть в цифрах с нулями?
Международные организации, специализирующиеся на такого рода расследованиях, как и наши разбирающиеся в таких делах соотечественники, оказавшиеся за рубежом, дают разные оценки - от 130 до 240 миллиардов долларов. Потрясающие воображение суммы. Но зачем нам полагаться на чужие и, возможно, небеспристрастные мнения, когда у нас есть надежнейший источник официальной информации - Национальный банк Казахстана (НБК)?
Берем размещенные на сайте НБК данные платежного баланса и элементарно суммируем их, допустим, с 2000 года, когда Казахстан, завершив “приватизацию по индивидуальным проектам” и “полную конвертацию тенге”, начал вхождение в “тучные годы”, и по закончившийся 2021-й. С одним только пояснением: вместо полагающихся по МФИ (международная финансовая отчетность) строчек “первичные” и “вторичные” доходы мы пишем то, чем на самом деле они являются: это результирующие суммы всех входящих и выходящих финансовых потоков - все то, что казахстанские резиденты зарабатывают на своих вложениях за рубежом и иностранные инвесторы и кредиторы зарабатывают в Казахстане, что наши рабочие присылают из-за границы и работающие в Казахстане экспаты отсылают себе домой.
Итак, по счету текущих операций с 2000 по 2021 год (слегка округляя) имеем: от экспорта товаров и услуг в Казахстан зашло 1140 миллиардов долларов. Для лучшего вразумления прописью: один триллион сто сорок миллиардов. На оплату импорта товаров и услуг из Казахстана ушло 840 миллиардов - тоже захватывающая воображение сумма. А еще из Казахстана за эти годы выведено ровным счетом 325 миллиардов в американской валюте - тех самых доходов иностранных инвесторов и кредиторов вместе с зарплатами иностранных менеджеров.
Дотошный читатель увидит, что баланс слегка не бьет, но это как раз нормально: недостаток средств по текущему счету покрывается движениями по счету финансов и капиталов, например, расходованием запасов Нацфонда.
Впечатлительный же читатель возопит: стоило ли гнать столько невосполнимого природного сырья за границу, если три четверти экспортной выручки съедает импорт в нашу мало что производящую страну всего необходимого?! Но и тут, если брать арифметическую сторону, все нормально - экспорт для того и осуществляется, чтобы на валютную выручку импортировать нужное и полезное. Это как дебет-кредит в бухгалтерских балансах: приход обязан сходиться с расходом.
Но тогда - спросит разумный читатель - почему при столь шикарном благодаря неисчислимым богатствам недр платежном балансе мы импортируем не на всю экспортную выручку, а только на три четверти? На ответ же, что одну четверть экспортной валютной выручки приходится отдавать нашим любимым иностранным инвесторам и кредиторам, встречный вопрос: а почему? И почему они в таком случае остаются столь любимыми нашим правительством? Особо въедливый читатель еще и добавит: почему добрые две трети импорта - это даже не потребительские товары, а обеспечение оборудованием, запчастями и материалами того же сырьевого экспорта? Почему вместо развития собственных производств получается замкнутый круг самопроедания?
Не будем выдумывать собственные версии ответов, обратимся опять к официальной статистике с элементарным вопросом: какие благотворные для нашей страны и населения изменения в экономике произошли по ходу прохождения через нее с обратным выходом целого триллиона и еще ста сорока миллиардов долларов?
Смотрим структуру ВВП, сложившуюся к 2000 году: доля производства промышленной продукции в объеме ВВП 69 процентов, в том числе обрабатывающей промышленности - 32 процента, горнодобывающей (той самой экспортно-сырьевой) все же чуть меньше - 30 процентов. Доля сельского хозяйства 16 процентов. Это намного хуже советской структуры, в которой индустриализация доходила до 90 процентов, ну да ладно.
Теперь итоги 2021 года: доля промышленного производства упала больше чем в два раза - до 30 процентов, экономика из индустриальной стала сервильной - купи-продай и другие услуги. А в пределах упавшей в два раза промышленной доли горнодобывающая отрасль сравнялась с перерабатывающей - по 14 процентов. И это при всех усилиях трех пятилеток индустриализации. Доля сельского хозяйства в ВВП уменьшилась в три раза - всего 5 процентов.
И вот вам горькая правда: прошедший через нашу экономику триллионный с лишним валютный поток элементарно “выгладил” ее, окончательно деиндустриализировал и сделал примитивно плоской: отсюда - сырье, сюда - готовые товары. А все благодаря тем самым иностранным инвестициям и кредитам, которые не только закрепили экспортно-сырьевую направленность, но и сделали нашу экономику источником гигантских дивидендов на вывоз.
А теперь самое неприятное: ничего незаконного во всей этой оскорбительной для национального сознания арифметике, включая вывоз 325 миллиардов долларов иностранными инвесторами, нет. Все по закону! Начиная с закона о трансфертном ценообразовании, по которому вывоз сырья осуществляется по “промежуточным” ценам. Поэтому 1140 миллиардов долларов - это лишь то, что вернулось в Казахстан. Какая-то часть, и не на одну сотню миллиардов, элементарно сразу осела “там” - и это тоже законно!
Поэтому первое, что надо бы сделать комиссии заодно с правительством, депутатами и возмущенной общественностью, так это положить предел подобной “законности”, к чему обновленная Конституция просто обязывает. Как? Про это нам придется делать еще не одну публикацию, но для начала узаконить механизм полезного инвестирования дивидендов иностранных собственников наших предприятий, например, в импортозамещение их же собственных закупок и в сельское хозяйство. Вывоз же обложить, допустим, 15-процентным налогом - и пусть тогда законно вывозят.
А что касается предмета деятельности самой комиссии - мы ведь перечислили потрясающе гигантские объемы как бы законного вывоза, тогда как есть и не проходящие через официальную отчетность тоже многомиллиардные потоки. Относительно их как раз и звучат разные оценки, и вряд ли эксперты ошибаются в большую сторону.
Если откровенно, что ушло - то ушло, забудем и сосредоточимся на том, чтобы не продолжалось впредь. Но есть и реальные способы вернуть кое-что весьма существенное. Как бы легально или нелегально ни вывозились миллиарды, они где-то оседали, на таких-то банковских счетах, в виде таких-то ценных бумаг или производственных активов, материализовались в объектах недвижимости, яхтах-самолетах, записанных на конкретных людей. В том числе на наших соотечественников, которым всегда можно задать вопрос: откуда доходы?
Работа очень непростая и небыстрая, а для ее успеха сделаем еще одно откровенное признание: схема вывоза из страны не только сырья, но и значительной части экспортной выручки сложилась еще и потому, что некую, точно неизвестную, но значительную часть “иностранных инвесторов” представляли и представляют наши же соотечественники. А потому главное - это даже не “раскулачивание” местных компрадоров, а целенаправленная ликвидация “вывозной” экономической модели как таковой.
Пётр СВОИК, фото Олега СПИВАКА, Алматы