15602

Обкорнать лето

Сокращение школьных каникул на месяц: какие варианты предлагают и кому это может быть выгодно

Обкорнать лето

На прошлой неделе в школьные родительские чаты стали скидывать ссылку на анонимный опрос, касающийся отношения к возможному сокращению школьных каникул с трех до двух месяцев. Идею уменьшить летний отдых подкинул Министерству образования и науки известный бизнесмен Айдын РАХИМБАЕВ. Почему об этом заговорил владелец одной из крупнейших в стране строительных компаний (привет уплотняющей застройке в Алматы и других городах)? Полтора года назад он объявил, что создаст собственный бренд школ международного уровня. Первая из 17 обещанных открылась минувшей осенью в столице.

“Учебный год у нас относительно короткий, - написал бизнесмен в соцсетях, - а это влияет на качество обучения”.

Родители напряглись. В МОН пообещали изу­чить этот вопрос и не принимать решения кулуарно. Вероятно, процесс пошел.

Ваше мнение очень важно для нас...

В преамбуле к опросу ни слова о том, кто его проводит, лишь общие фразы: “Правдивый ответ на 5-минутную анкету поможет принять правильное решение”. Вопросы не одноходовые за или против - вариативные, не без подтекста: “Как ваш ребенок провел июнь в прошлом году? - Никуда не выезжал, ездил отдыхать в другой город/деревню, ездил в лагерь в другом регионе, посещал летнюю школу при своей школе, посещал лагерь при своей школе, другое”. Видимо, если среди предложенного не найдется ничего подходящего, стоит задуматься: мой школяр ничем из перечисленного не занят - может, пусть и летом учится? Потом еще вопрос для закрепления: “Как ваш ребенок проводит каникулы?”. Одно дело, если он “ходит на дополнительные кружки”, и совсем другое - “предоставлен сам себе”.

К концу опроса понимаешь: его составители не просто хотят узнать отношение к возможным изменениям, а предлагают конкретные варианты: “Продление учебного года с началом обу­чения 15 августа; продление учебного года с продлением обу­чения до 15 июня; продление учебного года с сокращением четвертных каникул; продление учебного года с продлением четвертных каникул, другое”.

Мы обратились за комментариями в МОН, чтобы выяснить, их ли инициатива этот опрос. И, если варианты сокращения каникул уже есть, какой шаг следующий? В идеале надеялись поговорить с кем-то из экспертов. Нам обещали. Мы ждали… две недели, но в итоге получили лишь этот ответ: “В Национальной академии образования имени

Ы. Алтынсарина в рамках программно-целевого финансирования “Научные основы модернизации системы образования и науки” на 2021-2023 годы проводится социологический опрос на тему: “Необходимость оптимизации сроков обучения на территории Республики Казахстан”... В этой связи были разработаны исследовательская программа и анкета. В опросе принимают участие ученики 8-11-х классов (6432 обучающихся на казахском языке, 6344 - на русском), родители (3245 - на казахском, 3224 - на русском), педагоги (6273 - на казахском, 5945 - на русском). Анкетирование проводится с 11 по 22 апреля. Результаты исследования позволят определить основное направление развития системы среднего образования Республики Казахстан”.

Что дальше - одному МОН известно. К слову, в Казахстане 7525 школ. В общей сложности в них учатся 3 402 000 детей.

Частный интерес

Председатель республиканского общественного объединения учителей и преподавателей “Ар-намыс” Галия АМИРТАЕВА считает, что сокращение летних каникул выгодно только частным школам.

- При нынешней системе деньги на заработную плату учителям и содержание здания поступают не только от родителей, но и от государства по подушевому финансированию. Если продлить обучение на месяц, они получат дополнительное подушевое на такой же период, - предполагает Галия Ганиевна. - Господин Рахимбаев приводит в пример передовые азиатские страны. Там действительно учатся дольше, но нельзя забывать, что у нас и менталитет, и условия, и климат совершенно другие: жарко, сидеть в классах невыносимо (в школах же не предусмотрена система кондиционирования). Учащиеся к концу учебного года очень устают - им нужен полноценный восстановительный отдых. Давайте организуем его, если мы говорим, что летом дети предоставлены самим себе, не все посещают кружки, не все могут поехать в загородный лагерь. Ведь когда-то все это было, значит, можно это возродить.

- И учителя вряд ли обрадуются, если сократят каникулы?

- Конечно, продление учебы отразится и на учителях, но не так серьезно, как на детях. Педагоги свой законный отпуск в 56 дней отдохнут. Что касается качества образования, оно зависит не от продолжительности учебного года, а от ресурсов - от содержания образования, комфортных условий для детей (до сих пор есть трехсменные школы), от подготовленности кадров. Этим надо заниматься. Пробелы в знаниях летняя школа не возместит, это очевидно. Поэтому я против продления учебного года.

Бюджет на душу

Советник премьер-минист­ра Бибигуль АСЫЛОВА в бытность вице-министром образования разрабатывала и внедряла систему подушевого финансирования. Мы попросили ее объяснить, за чей счет сейчас живут школы.

- Государственные финансируются из средств местного бюджета. За обучение в частных платят родители, в них инвестируют владельцы. Но и те и другие участвуют в системе подушевого финансирования. Мы ее разработали, чтобы выравнять положение государственных школ (в регионах разные возможности: одни могут дать учебным заведениям больше денег, другие - нет) и сделать обучение в частных доступнее, - объясняет Асылова. - У нас есть абсолютно бесплатные негосударственные организации среднего образования в Кызылорде, Шымкенте и Туркестанской области. Они работают благодаря подушевому финансированию.

- Сколько денег на него идет из республиканского бюджета?

- Есть средний республиканский подушевой норматив - 530 тысяч тенге на одного ученика в городской школе (в сельских систему пока не внедрили). Общий объем местных бюджетов на содержание школ 402 миллиарда тенге. К примеру: в Нур-Султане 85 школ, акимат выделяет на них более 29 миллиардов тенге. Но это меньше, чем 530 тысяч тенге на одного школьника (их в столице почти 178 тысяч). Чтобы довести эту сумму до норматива, из республиканского бюджета Нур-Султану выделяют
8 909 000 тенге. Их распределяют по учреж­дениям образования. Частные школы получают по 530 тысяч тенге на одного ребенка, ведь у них нет поступлений из местного бюджета. В 2021 году 1609 государственным школам на доведение до подушевого финансирования выделили 73 миллиарда тенге, 340 частным - 39,4 миллиарда тенге (за исключением элитных, с высокой стоимостью обучения). Это деньги на весь год, перечисляют их не разово, а траншами.

- Увеличится ли размер финансирования, если каникулы сократят на месяц?

- Нет. Продолжительность каникул не влияет ни на фонд оплаты труда (сейчас зарплата учителей не меняется даже летом), ни на тариф по подушевому финансированию. Он рассчитывается на весь год и учитывает в первую очередь количество учебных часов, которое ребенок и учитель проводят в школе, а не недель. По госстандарту ученик должен освоить программу, скажем, в 1900 академических часов. Их мы и оплачиваем. Даже если увеличатся каникулы, госстандарт останется прежним, учебные часы просто растянутся на более длинный год. Выгоды ни частным, ни государственным школам я здесь не вижу.

Сил больше нет!

- И ребенку, и родителям должны дать выбор, - убежден отец троих школьников Бакытбек КАЛЖАНОВ. - В этом году с 26 мая по 17 июня в Казахстане будут работать летние школы. Их могут посещать дети, которые чувствуют, что отстали по каким-то предметам. Эти уроки необязательны. Такой подход я считаю правильным. Но ведь мы говорим, что для всех без исключения учебный год может заканчиваться 15 июня или, наоборот, начинаться не 1 сентября, а 15 августа. Повлияет ли это положительно на качество знаний? Нет, пусть хоть круглый год учатся!

Дело не в количестве дней, которые дети проводят в школе, а в качестве образовательных программ и учебников. Сначала Министерство образования должно решить эти проблемы, создать равные условия для обучения (одно дело - образцово-показательные частные школы и совсем другое - переполненные городские или вечно на второстепенных ролях сельские), а потом заикаться про сокращение каникул. А еще лучше - обратить внимание на детские сады: воспитатели, про нянечек я молчу, получают немного, специалисты в эту сферу идут неохотно, а именно дошкольное образование - это база для последующих 11 лет. В детском саду должны дать мотивацию, подготовить ребенка к школе, тогда ему и учиться будет проще.

Дети перегружены. Посмотрите, сколько предметов в школе! Может, пора какие-то сократить? тогда и летние каникулы не нужно будет трогать. Учителям тоже непросто. Да, им повысили зарплату, но, чтобы получать достойно, приходится работать на полторы-две ставки, брать дополнительные часы. Большая зарплата - большая нагрузка. Они, как и дети, выгорают. К лету ни у кого не остается сил, чтобы учиться или учить дальше. Уверен, что большинство родителей и педагогов не поддержат предложение сократить каникулы!

Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Нужно ли сокращать школьные каникулы?

- Ни в коем случае - только хуже будет.

- Если благодаря этому станет меньше уроков, то я за.

- Можно, но не на месяц, а на две недели.

- Больше проблем в школе не осталось?

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Считать ли доходом пособия по инвалидности?

- Конечно, ведь это реальные деньги, хотя и незаработанные - 7%

- Формально это доход, но для участия в соцпрограммах не надо его учитывать - 33%

- Разве это доход? Сущие копейки! - 60%

Поделиться
Класснуть